Часть полного текста документа:Значение информационного аспекта процесса принятия решений К.В.Крумина, Омский государственный технический университет, кафедра маркетинга и предпринимательства Управленческая деятельность выступает в современных условиях как один из важнейших факторов функционирования и развития любых фирм. Одно из приоритетных направлений - это определение основных теоретических и практических позиций применения менеджмента. Существует несколько точек зрения на определение менеджмента. Менеджмент рассматривается как управление персоналом, как функция организации производства и как система принятия решений. В основе подхода к менеджменту как к процессу управления персоналом лежит тезис о том, что повышение эффективности организации достигается в результате повышения ее человеческих ресурсов. Этот подход характеризуется более выраженным социологическим и психологическим уклоном, который подразумевает сотрудничество между рабочими и управленческим персоналом. Подробнее эта тема рассмотрена в монографии А.В.Попова [3], в книге Г Кунца и О' Доннела [2], в статье И. Маусова [4]. К числу рассматривающих менеджмент как функцию организации в общем можно отнести П. Драккера, который делает "попытку разработать технологизированную точку зрения, концепции и подходы к вопросу о том, что следует сделать и как за это взяться" [5]. По мнению автора, наиболее актуален для повышения эффективностин подход, рассматривающий менеджмент с точки зрения процесса принятия решений. Сложность заключается в том, что, с одной стороны, принятие решений - это как бы инструмент для достижения поставленных целей (например, по управлению персоналом), а с другой - стороны сам является сложной системой. Таким образом, процесс принятия решений является инструментом для понимания управления в самом широком смысле слова, но и само принятие решений является исследуемой системой. Дело в том, что рассмотрение менеджмента и как управления персоналом, и как функции организации производства является попыткой отдельного рассмотрения, без сомнения, наиболее важных сторон деятельности. Стоит отметить, что принятие решений так или иначе "пронизывает" и работу с персоналом, и, конечно же, выполнение общих (планирование, организация, мотивация, координация, контроль) и частных функций управления (анализ состояния объекта управления, прогнозирование тенденций его развития и так далее). Следовательно, процесс принятия решения выполняет особую роль - он является составной частью любой управленческой деятельности, необходимой для достижения этой деятельностью своих целей. Процесс принятия решений многогранен. Он включает его психологический, социально-политический, организационно-технологический и информационный аспекты. Рассмотрим подробнее последний пункт. Необходимость исследований в области информационного обеспечения обусловливается, на наш взгляд, следующими причинами: наличием растущих объемов информации, которую надо обработать в кратчайшие сроки; отсутствием эффективных методов подготовки качественной и наиболее ценной информации; необходимостью тщательной проверки поступающей информации (как для принятия самого решения, так и для рассматриваемых альтернатив); разнородностью, иногда и противоречивостью поступающей информации и методов ее анализа. ............ |