СОДЕРЖАНИЕ
Раздел I: Область значимости петровских преобразований
1.1. Определение области значимости петровских преобразований как проблема историографического анализа
1.2. Оценки петровских преобразований как проблематизация социокультурного развития России
1.3. Объективные предпосылки преобразований Петра I
Раздел II. Политика социально-экономического развития России
2.1. Политика меркантилизма
2.2. Торговля
2.3. Торгово-промышленная политика
2.4. Государственное управление
Раздел III: Содержание реформаторской деятельности Петра I
3.1.Условия и предпосылки петровских реформ
3.2. Военная реформа
3.3. Реформы органов власти и управления
3.4. Реформа сословного устройства русского общества
3.5. Церковная реформа
Заключение
Приложение
Список литературы
Раздел I: Область значимости петровских преобразований
1.1. Определение области значимости петровских преобразований как проблема историографического анализа
Личность Петра I по праву относится к плеяде ярких исторических деятелей мирового масштаба. Много исследований и художественных произведений посвящено преобразованиям, связанным с его именем. Историки и писатели по-разному, порой прямо противоположно, оценивали личность Петра I и значение его реформ. Впоследствии противоположность в оценках петровских преобразований стала одним из источников формирования и развития двух идейных течений русского национального самосознания – славянофильства и западничества. По разному оценивая результаты преобразований Петра I, русская творческая элита того времени, тем не менее, была единодушна во мнении о том, что действия и дело Петра по преимуществу имели целью изменение в России характера социальных отношений и политической формы ее государственной жизни. Русские мыслители Х1Х века эти цели Петра I осознавали и истолковывали как его стремление к просвещению России, к формированию русского общества не просто как широкого круга просвещенных и образованных людей. Замыслы Петра, – по мнению и славянофилов, и западников, - восходили к его воле создать в России государство, интересы которого могли бы регулировать развитие светского образованного общества. Последнее понималось им как формирование такого образа жизни, для которого необходимость просвещения и образования людей могла бы быть воспринята не в противоречии с традициями и установлениями русской национальной жизни, но как ценность, имеющая для нее социальный и гражданский смысл. Замысел Петра предполагал, что именно образованные люди, будучи гражданами своего государства, способны развить, по слову того времени, “прогресс ума”[1] и обеспечить развитие России в соответствии с промышленным прогрессом и потребностями гражданского устройства социальной жизни, т.е. в соответствии с общим развитием цивилизации. Именно замысел Петра не оспаривался ни славянофилами, ни западниками, и те, и другие отдавали его воле к созданию просвещенного общества должное место в истории России. ............