Часть полного текста документа:Зона ближайшего развития Елена Ленной За последние несколько лет количество публикаций посвященных раннему развитию детей выросло в несколько раз и, на данный момент, с трудом поддается подсчету - это и книги по авторским методикам, и различные интерпретации методик, и просто обрывочные статьи в журналах. Поэтому позволим себе предположить, что родителей никогда не слышавших о Гленне Домане, Марии Монтессори, Николае Зайцеве, Сесиль Лупан значительно меньше, чем тех родителей, которые не только знакомы с работами этих авторов, но и в той или иной мере пытались применять их. Такая тенденция, с одной стороны, не может не радовать. Ведь почти семьдесят лет назад советские психологи начинали вести речь о том, что маленькие дети обладают поразительнейшей гибкостью ума и огромнейшим потенциалом. Но с другой стороны, не может не огорчать отношение очень многих родителей к развитию как к обучению и натаскиванию: открытое давление на детей, принуждение, подкупы и прочие родительские способы "развить" своего ребенка как можно раньше, как можно успешнее по сравнению с соседскими детьми. В ход идут уроки с педагогами, занятия в студиях развития, курсы(!) по подготовке к школе. И это в 3-4-5 лет. Парадокс ситуации заключен в том, что именно на этот возраст приходится пик детской непосредственности и любознательности, которую родители нередко глушат тем, что по их мнению важнее. А дети не успевают осмыслить увиденное, не успевают задавать вопросы, не успевают самостоятельно делать открытия. Однако я совершенно убеждена, что есть родители, которые понимают свою роль не как роль строгого учителя, а как более опытного друга, который способен заинтересовать малыша, создать необходимую среду, показать многообразие мира, но при этом не дает готовых ответов, который позволяет исследовать, искать и находить их самостоятельно, развивая, таким образом, и ум, и сердце. Детям не нужно раннее развитие. Им нужна своевременная помощь в освоении мира. И такую своевременную помощь в состоянии оказать своему ребенку абсолютно любой заинтересованный родитель при помощи открытия, сделанного одним из величайших советских психологов - Л.С. Выгодского. Изучая механизмы работы детской психики он обратил внимание на то, что развитие происходит лишь только тогда, когда ребенок осваивает новые навыки. Но не просто осваивает в отрыве от его реальной жизни, а делает это на основе уже имеющихся у него знаний. Этот феномен получил название "зона ближайшего развития" и полноправно вошел в мировую педагогику и психологию. Я предлагаю рассмотреть это понятие на примере 10ти месячного малыша. Итак, наш малыш умеет замечательно ползать и можно сказать, что он достиг в этом умении совершенства. Значит, ползание является для малыша зоной активного развития - умение уже достигнуто и не представляет собой для малыша никакой сложности. Само по себе ползание уже практически ничего не дает для развития ребенка, но при этом оно - важнейшее опорное средство для дальнейшего развития множества иных навыков. Ребенок подползает к маме и встает на ножки. Он хочет идти, но пока не получается. И мама, слегка поддерживая малыша, помогает ему шагать. Ходьба, в данном случае, - умение, которое ребенок только осваивает. Она то и находится в зоне его ближайшего развития. ............ |