Часть полного текста документа: ВВЕДЕНИЕ В последнее время изучение проблемы агрессивного поведения человека стало едва ли не самым популярным направлением исследовательской деятельности психологов всего мира. В Европе и Америке на эту тему написано огромное количество статей и книг, регулярно проводятся международные конференции, симпозиумы и семинары по этой проблематике. И, конечно, речь идет не о научной моде, а о специфической реакции психологического сообщества на беспрецедентный рост агрессии и насилия в "цивилизованном" двадцатом веке. Невозможно сегодня представить себе такую газету, журнал или программу радио- и телевизионных новостей, где не было бы ни одного сообщения о каком-либо акте агрессии или насилия. За последнее десятилетие во всем мире, особенно в странах СНГ, отмечается рост насильственных действий, сопряженных с особой жестокостью над людьми. Особенно остро, в настоящий момент, является проблема роста детской преступности и ассоциальности. В связи с этим, перед психологами и педагогами возникли вопросы, касающиеся детской агрессии. Следует отметить, что сама по себе тема "детской агрессивности" долгое время была закрыта и поэтому не получила должной разработки в отечественной психологии. Даже в настоящее время публикации на эту тему у нас единичны, и представляют собой, главным образом, обзор зарубежных исследований. И, тем не менее, можно констатировать, что на сегодня наиболее впечатляющие результаты в изучении природы и механизмов агрессивного поведения детей достигнуты именно в психологической науке. Но вполне естественно, что в этой интересной, сложной и интенсивно изучаемой области все еще остается много нерешенных проблем, и нет ответов на многие вопросы. Данная работа посвящена рассмотрению некоторых сторон детской агрессивности, методом ее диагностики и коррекции. Была выдвинута следующая гипотеза: обучение детей старшего дошкольного возраста приемам конструктивного выражения агрессии способствует снятию эмоционального напряжения и снижает уровень неконтролируемых, агрессивных импульсов. Цель работы: диагностика и коррекция агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста. Задачи: - изучение научно-методической литературы по данной теме; - организация диагностического эксперимента; - обучение детей старшего дошкольного возраста конструктивным формам выражения агрессивного поведения; - оценка и анализ результатов полученных в ходе контрольного эксперимента; - разработка методических рекомендаций для воспитателей и родителей; Предмет - способы конструктивного выражения агрессии. Объект - агрессивное поведение детей. Базой экспериментального исследования являлась старшая группа ДОУ № 86, расположенное по адресу: г. Барнаул, ул. Партизанская 88. Для достижения поставленных задач были использованы следующие методы: наблюдение методика РНЖ (рисунок несуществующего животного), цветовой тест Люшера, игровые методы и приемы. Глава 1. Агрессия: ее определение, основные теории, механизмы возникновения и развития. 1.1. Обзор основных теоретических направлений в описании агрессии. На протяжении многих веков человечество задавалось вопросом: почему люди действуют агрессивно по отношению друг к другу, и какие меры необходимо принять для того, что бы предотвратить или взять под контроль подобное деструктивное поведение? Этот вопрос рассматривался с различных позиций - с точки зрения философии, поэзии и религии. ............ |