Часть полного текста документа:Аксиология B.K. Шохин, В.Л. Абушенко Аксиология (от греч. axia - ценность и logos - учение) - философская дисциплина, исследующая категорию "ценность", характеристики, структуры и иерархии ценностного мира, способы его познания и его онтологический статус, а также природу и специфику ценностных суждений. Термин "А." введен в 1902 фр. философом П. Лапи, а в 1904 использовался уже в качестве обозначения одного из разделов философии Э. фон Гартманом. В истории филос. освоения ценностной проблематики выделяются несколько эпох. Начиная с античности и завершая послекантовской эпохой, можно говорить об обращениях к ней преимущественно "контекстного характера". При всех важных достижениях философии И. Канта ни категория ценности, ни ценностный мир, ни ценностные суждения еще не становятся предметом специализированной филос. рефлексии. В истории А. как реальной филос. дисциплины можно различить по крайней мере три основных периода. I. П ре дкл асси ч ески й период (1806- 1890). Своим широким внедрением в философию категория ценности была обязана Г. Лотце, который вводит ее в действие практически во всех своих многочисленных сочинениях. "Главным органом" ценностного мировосприятия Лотце считает некое "откровение", определяющее ощущение ценностей и взаимоотношения последних. При всей своей субъективности ценности не создаются субъектом (как считал Кант), но лишь "раскрываются" им. Между ценностью, "заготовленной" в вещах, и способностью субъекта актуализировать ее, существует корреспондентность, за которую ответствен Бог как Мировой Разум. Начиная с Лотце, понятия ценностей - эстетических, моральных, религиозных - становятся общезначимыми единицами филос. лексики. А. Ритчль соотносил предметы веры, в отличие от научных или метафизических, с формулировками ценностных суждений. Ф. Брентано разделил психологические феномены на классы представлений, суждений и душевных переживаний, из которых последние ответственны за чувства удовольствия и неудовольствия, основополагающие для ценностных суждений. Существенным обострением интереса к ценностной проблематике филос. культура того периода была обязана Ф. Ницше, который провозгласил в незаконченной кн. "Воля к власти" знаменитое афористическое требование "переоценки всех ценностей". II. Классический период (1890-1930) ознаменован подлинным "аксиологическим бумом", когда ценностная проблематика в одночасье стала едва ли не преобладающей в европейской мысли. Классическую А. правомерно рассматривать как единство А. "формальной" - изучение предельно общих законов, заключенных в ценностных отношениях, и "материальной" - изучение структуры и иерархии наличных, "эмпирических" ценностей. К этим двум предметностям можно добавить аксиологическую "онтологию" - изучение субъективности/объективности ценностей, их бытийной локализации и соотношения с существованием, а также "гносеологию" - исследование места ценностей в познавательном процессе. В "формальной" А. систематизировались прежде всего некоторые аксиологические аксиомы, напр., 1) существование некоторой положительной ценности = положительная ценность; 2) существование некоторой отрицательной ценности = отрицательная ценность и т.д. (Брентано); близкие им реляции ценности и долженствования, закон исключенного третьего в А.: одна и та же ценность не может быть и позитивной, и негативной (М. ............ |