Часть полного текста документа:Актуальные проблемы современного старообрядчества (на примере Красногорского района УР) Дипломная работа Ивановой Натальи Александровны студентки 6А группы исторического факультета Глазовский государственный педагогический институт имени В. Г. Короленко Глазов, 2007. Введение О старообрядчестве в наши дни услышишь не столь часто. А было время, когда о приверженцах этого христианского направления не смолкала молва. На них с опаской поглядывали русские самодержцы. Их предавали проклятиям православные священнослужители. О последователях "старой веры" складывались легенды, к их жизни и быту обращались писатели и художники. И не счесть, сколько самых невероятных слухов ходило о старообрядцах в народе... Старообрядчество было крупнейшим в истории России религиозно-общественным движением. В нем отразился стихийный, неосознанный, облаченный в религиозную оболочку протест, порожденный социальными противоречиями самодержавно-крепостнического строя и идеологическим засильем господствующей православной церкви. В течение трехсотлетней эволюции общественно-политическое содержание этого протеста менялось в зависимости от изменения социального состава движения, конкретной исторической ситуации и расстановки классовых сил. Старообрядчество возникло в XVII столетии, в новый для России период истории, который характеризовался слиянием областей, земель и княжеств в единое целое, вызванным "усиливающимся обменом между областями, постепенно растущим товарным обращением, концентрированием небольших местных рынков в один всероссийский рынок".1 Это был период зарождения буржуазных отношений, которые, в свою очередь, требовали политической централизации. Классовые противоречия того периода и явились наиболее глубокой причиной раскола русской православной церкви и возникновения старообрядчества. Централизованное государство нуждалось в централизованной церкви, которая составила бы часть государственного аппарата и безоговорочно поддерживала царскую власть. Решением всех вопросов, связанных с преобразованием церкви, занялся патриарх Никон. Осуществление церковной реформы в условиях сложных переплетений классовых интересов и столкновения классов повлекло за собой раскол русской православной церкви, распад ее на официальное православие и ту его ветвь, которая впоследствии составила старообрядчество. Эволюция старообрядчества представляет большой интерес для специалистов, изучающих современное состояние религий в России. Кризис "старой веры" отличается рядом весьма интересных и характерных особенностей. Старообрядчество, как религиозное направление, оказалось менее устойчивым, чем православная церковь. Религиозные перегородки, воздвигнутые "старой верой" в далеком прошлом, не выдержали новой, социалистической действительности. Глубокий кризис старообрядчества, вызвавший значительное сокращение численности и отход молодежи, распад многих общин и почти полное исчезновение некоторых мелких толков и согласий привели к тому, что в послевоенное время многие специалисты в области научного атеизма высказывали ошибочное положение о полном исчезновении и распаде этого религиозного направления. В популярной атеистической литературе долгое время преобладало мнение, что старообрядчество является разновидностью сектантства. ............ |