Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Пермский государственный университет»
Кафедра политических наук
Контрольная работа
по курсу Политический анализ и прогнозирование
Анализ политической ситуации по реформе системы образования в РФ
Выполнила:
Студентка 4 курса заочной формы обучения
Историко-политологического факультета,
специальность «Политология»
Лебедева Н.Н
Проверил:
Пономарев С.В., ассистент
Пермь, 2010
Заказчик - общественная организация «Достойное образование».
Уже несколько лет в России действует новая экзаменационная система. Основная цель реформы - повысить эффективность системы образования. Под эффективностью понимается показатель соотношения экономической эффективности (снижение расходов, повышение качества образования) и равный доступ всех слоев населения к высшему качественному образованию. Эти показатели прямо противоположны: чем более свободен рынок от государственного регулирования, тем более экономически эффективно использование ограниченных ресурсов, тем больше неравенства. Неравенство становится результатом различий в способностях, знаниях, информации и капитале, которыми обладают люди.
Все выпускники школ сдают государственные экзамены по новой системе, результаты которых зачитываются при поступлении в ВУЗ. Довольно бурно обсуждается эффективность данной реформы, взвешиваются её плюсы и минусы, строятся предположения по развитию данного новшества. Немало и критики. На мой взгляд, самое главное не столько то, что на сколько упрощенно и эффективно будут работать тесты, а то как результаты скажутся на будущем поступлении выпускника. А главный вопрос заключается в том, как введение ЕГЭ (Единого Государственного экзамена) насколько доступно в России будет высшее образование.
Суть реформы. Результаты ЕГЭ делят выпускников в соответствии с успехами на пять разных категорий. Каждая категория при поступлении абитуриентом в ВУЗ будет по-разному финансироваться государством (ГИФО - Государственные именные финансовые обязательства). Государство деньги (сумма в соответствии с полученной категорией при сдаче ЕГЭ) пересылает на счет того высшего учебного заведения, который выбрал выпускник. Максимальная денежная сумма для тех кто сдал экзамен на категорию А+, причем количество учеников сдавших так хорошо экзамен около 5-6%. Остальным ученикам, а это большинство, будет выплачена меньшая сумма, которая не покроет издержки на их обучение. Им нужно будет доплачивать на свое обучение самим. А те кто сдал на категорию Г вовсе не получают никакого финансирования. Таким образом, такая система финансирования ведет к тому, что не малое большинство будет в той или иной мере оплачивать свое обучение.
Коммерческие и некоммерческие ВУЗы уравниваются в правах. С сертификатом ЕГЭ можно так же прийти и в любой частный ВУЗ. Правительством планируется оставить небольшое количество ВУЗов, которые будут финансироваться из федерального бюджета и подчинены федеральному правительству. Они лишаются какой-либо самостоятельности, так как все доходы будут контролироваться из центра. Остальные образовательные учреждения финансируются из региональных и местных бюджетов, частично становясь коммерческими, и переходят самофинансирование. Таким образом, в перспективе будут существовать два вида ВУЗов – федеральные и коммерческие: несколько учреждений с федеральным статусом, а остальные пускаются в свободное экономическое плавание по волнам рынка. ............