Анализ пяти сил Портера в шоколадной индустрии
1. Угроза появления продуктов-заменителей
Рынок кондитерских изделий предлагает огромное количество самой разнообразной продукции. Поэтому появление продуктов-заменителей маловероятно.
1.1 Склонность потребителей к покупке продуктов-заменителей
Ассортимент рынка кондитерских изделий делится на сахаристую (карамель, мармелад, драже, зефир и др.), мучнистую (печенье, пряники, вафли и др.) и шоколадную продукцию (конфеты, плитки, батончики). Доли рынка каждой из них составляют 55%, 13% и 32% соответственно. Большинство покупателей имеют свои предпочтения насчёт одной из категорий и в целом несклонны к изменению своих пристрастий в пользу других кондитерских изделий. Это и понятно, учитывая условия потребления каждого из продуктов: печенье и зефир, как правило, покупаются к чаю, а шоколад и батончики представляют собой самостоятельный продукт.
1.2 Сравнение цены и качеств продуктов-заменителей
На рынке кондитерский изделий двумя важными фактора являются цена и коммуникативные средства марок, закрепляющие их позиционирование. Качество самой продукции отходит на второй план. В каждой из категорий присутствуют товары низкого, среднего и высокого класса. Тяжело сравнить качества сладостей, всё зависит от личного предпочтения.
2. Угроза появления новых игроков
Кондитерский рынок России сформирован и близок к состоянию насыщения. Поэтому выход на него нового игрока довольно непрост. Большими долями рынка владеют крупные кондитерские компании, и новым игрокам, чтобы удержаться, приходиться предлагать оригинальный товар высокого качества.
2.1 Необходимость затрат на дифференциацию продукта
Рынок предлагает всевозможные сладости и для нового продукта очень сложно заявить о себе, показать свои отличительные черты. Поэтому затраты на дифференциацию являются серьёзными.
2.2 Стартовые затраты для новых игроков
Чтобы наладить выпуск шоколада необходимы производственные мощности, лаборатории контроля, поддержка необходимых норм, разработка рецептуры и пр. К этому прибавляется рекламный запуск продукта, борьба за полку в магазине и многие другие факторы. Это говорит о больших затратах на первоначальное строительство производства для новых игроков.
2.3 Доступ к дистрибуции
Основная доля дистрибуции шоколада приходится через сетевых ритейлеров , у которых есть свои предпочтения насчёт продуктов, которые должны быть представлены в их сетях. Поэтому очень сложно заинтересовать ритейлера поставить свой товар на полку. К этому прибавляется серьёзное влияние крупных игроков рынка и их договорённости с ритейлерами.
2.4 Преимущества в себестоимости
Крупные игроки уменьшают себестоимость за счёт выпуска большого количества продукции. Для новых игроков это не возможно, и себестоимость их продукции будет всегда выше.
2.5 Ожидаемые ответные действия старых игроков
На шоколадном рынке России присутствует десяток серьёзных игроков, и их действия относительно новых игроков направлены на вытеснение последних с рынка имеющимися рычагами.
3. Рыночная власть поставщиков
Ситуация с производством шоколада в России резко отличается от ситуации в США и Европе: западные производители шоколада предпочитают закупать готовую шоколадную массу и упаковывать её под своим брендом. ............