Содержание
Введение. 2
1. Методологические основы ценообразования. 6
1.1 Экономическое содержание цены.. 6
1.2 Классификация видов цен. 12
1.3 Ценовая политика предприятия. 21
2 Классификация методов ценообразования. 29
2.1 Ценообразование исходя из затрат на производство. 29
2.2 Маркетинговые методы ценообразования. 36
2.3 Методы ценообразования на основе корреляционного анализа. 49
3 Анализ политики ценообразования на продукцию ОАО «Нижнекамскшина» 68
3.1 Общая характеристика деятельности предприятия ОАО «Нижнекамскшина» 68
3.2 Анализ безубыточности и обеспечение целевой прибыли на ОАО «Нижнекамскшина» 70
3.3 Рекомендации по совершенствованию ценовой политики предприятия. 79
Заключение. 91
Приложение А.. 93
Введение
В экономике Татарстана наряду с добычей нефти важное место занимает нефтехимическая отрасль. Правительством Республики Татарстан разрабатываются и утверждаются первоочередные меры по обеспечению роста объемов производства на предприятиях нефтехимического комплекса за счет более рационального использования ресурсов, это касается деятельности ОАО «Нижнекамскнефтехим», ОАО «Нижнекамскшина», ОАО «КазаньОргсинтез». Нефтехимический комплекс для республики является базовым с точки зрения потенциала экономического роста, обеспечения занятости и платежеспособности населения. Этот статус за нефтяной, нефтехимической и химическими отраслями сохраняется достаточно долго, несмотря на негативные прогнозы, относительно дальнейшей ситуации на мировых рынках нефти.
Нефтегазохимический комплекс для Татарстана -это основной источник бюджетных и валютных поступлений. Доля предприятий данного профиля в структуре промышленного производства Татарстана составляет порядка 49%. Они обеспечивают более половины всех бюджетных отчислений. Перед отраслью на данный момент стоят такие задачи, как сокращение дефицита поставляемого сырья и загрузка производственных мощностей, привлечение инвестиций, снижение себестоимости выпускаемой продукции и поиск новых ниш на внутреннем и внешнем рынках. Кроме того, важным является производство новых видов продукции с высокими потребительскими свойствами, способными конкурировать на российском и мировых рынках, как по цене так и по качеству.
В этом аспекте цена является одним из основных факторов, влияющих на размер получаемой прибыли, а также на ряд других количественных и качественных показателей работы предприятий отрасли: рентабельность, оборот, конкурентоспособность, долю рынка и т.д. Более того, устанавливая тот или иной уровень цены, предприятие может достичь различных целей в зависимости от сложившейся ситуации на рынке: выживаемость фирмы, максимизация темпов роста, увеличение объемов продаж, стабилизация или рост рыночной доли и т.д.
Решения, принимаемые руководством фирмы в области ценообразования, относятся к наиболее сложным и ответственным, поскольку они способны не просто ухудшить показатели финансово-хозяйственной деятельности, но и привести предприятие к банкротству. Кроме этого ценовые решения могут иметь долговременные последствия для потребителей, дилеров, конкурентов, многие из которых сложно предвидеть и, соответственно, оперативно предотвратить нежелательные тенденции после их проявления.
Это особенно актуально в нынешних российских условиях, когда вследствие снижения покупательской способности и увеличивающейся конкуренции на рынке для успешной деятельности предприятия наибольшее значение приобретает выбор эффективного метода ценообразования.
Рыночный механизм ценообразования должен быть таким, чтобы он создавал условия для конкуренции и ликвидации монополизма в промышленности и торговле и через это способствовал оптимизации их структуры, а также структуры потребления.
Из выше изложенного видно, что изучение ценообразования и конкуренции является в настоящий момент актуальной задачей экономических исследований.
Значительный вклад в развитие теории цен и ценообразования внесли такие классики экономической мысли, как У. ............