Анализ внутренней среды предприятия
Внутренняя среда оказывает постоянное и самое непосредственное воздействие на функционирование предприятия и составляет систему ситуационных факторов внутри предприятия.
Целью анализа внутренней среды предприятия является выявление внутренних сильных сторон деятельности предприятия для более лучшего использования внешних возможностей и определение внутренних слабых сторон, которые могут усложнить проблемы, связанные с внешними опасностями.
Метод, с помощью которого осуществляется диагностика проблем внутреннего порядка называется управленческим обследованием.
Управленческое обследование предполагает анализ факторов внутренней среды в разрезе следующих функциональных зон:
организация управления;
маркетинг;
финансы;
технология;
персонал;
организационная культура и имидж предприятия;
исследования и разработки.
При анализе организации управления необходимо выявить уровни иерархии управления, основные вертикальные и горизонтальные коммуникации, вид организационной структуры управления и оценить ее достоинства и недостатки. Необходимо сделать вывод о степени целесообразности организационной структуры управления предприятием. Целесообразность оргструктуры управления зависит от:
степени ее соответствия возможностям, предприятия, направлениям деятельности, установленным целям и принятым стратегиям развития предприятия;
степени обеспечения гибкого реагирования на условия маркетинговой ситуации.
Маркетинг.
При обследовании маркетинговой деятельности предприятия необходимо:
охарактеризовать и оценить маркетинговую стратегию предприятия;
охарактеризовать товарную политику, оценить широту и глубину ассортимента товаров предприятия, оценить долю товаров “рыночной новизны" и проанализировать систему контроля качества товаров;
охарактеризовать ценовую политику предприятия и содержание основных ценовых стратегий в разрезе товарных групп;
охарактеризовать источники поступления товаров и уровни каналов товародвижения.
выявить применяемые методы продажи в разрезе товарных групп; изучить мероприятия «мерчандайзинга», используемые в предприятии.
охарактеризовать рекламную деятельность предприятия, изучить виды и средства рекламы на предприятии, определить величину затрат на рекламу и их динамику, а также выявить применяемые на предприятии методы оценки эффективности рекламы.
По результатам проведенного анализа необходимо определить степень маркетинговой активности предприятия (таблица 1).
Таблица 1 - Оценка маркетинговой активности предприятия
Элементы маркетинговой Баллы* деятельности 1 2 3 1. Осуществление сегментации рынка 2.Изучение потребностей и предпочтений потребителей 3.Изучение конкурентов 4.Степень изменения ассортимента товаров с учетом покупательских предпочтений за последние 5 лет 5. Уровень контроля за качеством товара 6. Использование торговой марки 7. Учёт эластичности спроса при установлении цены 8. Применение системы скидок с цены 9. Использование прогрессивных методов продажи 10.Уровень сервиса 11.Оценка эффективности каналов товародвижения 12.Использование мероприятий СТИС 13.Оценка эффективности рекламных мероприятий
*1балл – использование элементов маркетинга в зависимости от сложившейся ситуации;
2 балла – частое, но нерегулярное использование элементов маркетинговой деятельности;
3 балла – систематическое использование элементов маркетинга.
Оценку степени использования элементов маркетинговой деятельности предприятия следует осуществлять экспертным путём.
Степень маркетинговой активности предприятия определяется с использованием рекомендуемой шкалы:
13-21 баллов - низкая
22-30 баллов - средняя
31-39 баллов - высокая
Исследование и разработки (НИОКР).
Цель научно-исследовательской деятельности в предприятии заключается в получении и применении новых знаний в сфере решения экономических, социальных и технологических проблем и имеет исключительно прикладной характер.
Научно-исследовательская деятельность предприятий может осуществляться как силами специалистов предприятия, так и на основе привлечения на хоздоговорной основе учёных из НИИ, вузов, а также обращения к услугам специализированных консалтинговых фирм.
В процессе изучения деятельности предприятия в области НИОКР рекомендуется охарактеризовать:
основные виды и методы проведения маркетинговых исследований;
виды исследований в иных сферах деятельности предприятия;
величину затрат на научно-исследовательские и проектные работы;
применяемые методы экономического анализа и прогнозирования;
сотрудничество с НИИ, вузами, консалтинговыми фирмами и другими организациями в области НИОКР;
сферы нововведений на предприятии (товар, технологии, методы управления, организационная структура и др.);
инновационные возможности предприятия.
По результатам анализа необходимо дать оценку степени активности предприятия (высокая, средняя, низкая) в области НИОКР.
Технология.
Исследование технологий торговых предприятий связано, прежде всего, с изучением организации торгово-технологических процессов и состоянием материально-технической базы предприятия.
В связи с этим рекомендуется изучить состав розничной торговой сети и её типологию.
Характеризуя месторасположение торговой сети, необходимо указать расположение предприятия (на основных магистралях города, в районе интенсивных покупательских потоков, на второстепенных магистралях, в микрорайонах). Торговую сеть следует ранжировать по категориям на магазины общегородского значения и магазины, размещённые в жилой застройке.
Персонал предприятия.
При оценке персонала предприятия необходимо проанализировать динамику и состав персонала, уровень профессиональной подготовки и качество расстановки кадров. Рекомендуется сделать вывод о качестве расстановки кадров и тенденции в этом процессе, а также показать необходимость обучения и повышения квалификации персонала предприятия.
Поскольку важным показателем кадрового потенциала предприятия является стабильность трудового коллектива, то необходимо провести анализ движения кадров на предприятии Анализируя персонал предприятия, рекомендуется выявить степень мотивации деятельности. ............