Часть полного текста документа:Анри Барбюс И. Анисимов Барбюс Анри (Henri Barbusse, 1874-) - французский писатель. Широкая известность Б. началась с "Огня" (Feu). Этот откровенный и беспощадный роман с огромной силой прозвучал в атмосфере залитой кровью Европы. 1916 "Огонь" был переведен на множество яз. и разошелся в неслыханных тиражах. Известно высокое мнение В. И. Ленина об этом романе. В откровенном и страшном "Дневнике одного взвода" Б. дал первое, подлинно революционное произведение новой французской литературы. "Огонь" в этом смысле является событием исключительного значения, начинающим историю революционной литературы во Франции. В "Огне" мы встречаемся с обнаженно реалистическими картинами войны. Художник приближает свое творчество к действительности настолько, что оно становится документальным. Факты следуют за фактами, события наслаиваются на события. Художник, сохраняя постоянно внешнюю беспристрастность, ведет нас по ступеням военного ада - чем дальше, тем грандиознее становится картина. Вместе с нарастанием трагического напряжения рассказа обнажается и основная антимилитаристская тенденция романа, ею насыщено все произведение от начала до конца. Но именно насыщено - тенденция нигде не стала агитационной фразой, она остается все время внутренним содержанием романа. Победа художника в этом и заключалась, - он создал органическое революционное произведение. Продолжительный период литературной деятельности предшествовал "Огню". Б. начал со сборника стихов "Плакальщицы" (Pleureuses, 1895), книги чрезвычайно пессимистической. Мрачная разочарованная лирика "Плакальщиц" насквозь проникнута неудовлетворенностью, молодой поэт ощущает болезненный разлад с действительностью. За стихами последовали романы - "Просящие" (Les Suppliants, 1903) и "Ад" (L'Enfer, 1908). Художник становится на реалистический путь. "Ад" написан под явным воздействием Эмиля Золя ; в сущности шаг этот уже предопределял будущее Б., он становится на путь искусства, оплодотворенного социальными устремлениями. В его первых романах очень много наивного и неубедительного, но рядом с этим в них есть упорная, непреклонная решимость смотреть жизни в глаза, не отворачиваться от самых уродливых ее противоречий. Это качество и делает его романы интереснейшими психологическими документами. Во всю ширь развернулся здесь мотив, который сам автор называет основным в его творчестве - мотив человеческого страдания. Человеческое страдание для Б. - итог, к которому он приходит в результате своих сосредоточенных исследований действительности. В этом суммарном и чрезвычайно расплывчатом определении социальных противоречий сказалась беспочвенность мелкобуржуазного художника. Конкретная правда классовых противоречий превращается в отвлеченную "трагедию человеческого страдания". Война 1914-1918 была тем потрясением, которое помогло Б. найти правильный путь. Поэт человеческого страдания был обращен к подлинной действительности. Война не только предоставила ему потрясающие факты для изображения, но и обнажила перед ним социальную подоплеку страдания. Впервые он понял, что те трагические противоречия, разрешить которые он так тщетно стремился, имеют свои корни в классовых противоречиях общества. "Огонь" был первым революционным делом Б. Раз вступив на революционный путь, он уже не сходит с него. В 1923 он становится коммунистом. ............ |