Часть полного текста документа:1. Теоретико-методические основы управления деятельностью банка. 1.1. Общие основы современной теории и практики управления. Наука менеджмента (управления) относительно молода по сравнению с такими дисциплинами как, например, математика или медицина. До начала ХХ века большинство компаний управлялось семьей. Изначально предполагалось, что эти менеджеры имели абсолютную власть над рабочими. Об этом свидетельствовала та легкость, с которой увольнялись рабочие, если они не выполняли указаний начальства. Не существовало гарантий от безработицы, возможности компенсаций при несправедливом увольнении и вообще не было никаких форм пособий по безработице за исключением благотворительной деятельности. Рабочие были вынуждены подчиняться хозяину или менеджеру беспрекословно под угрозой потерять средства к существованию. В конце XIX и начале ХХ века, с развитием технического прогресса и переходом к новым формам предпринимательства, ситуация стала постепенно меняться. Для того чтобы применять теорию управления на практике, необходимо знать, как изменялось мышление людей, и какой путь прошла в своем развитии наука управления. Существуют четыре основных школы, описывающих, как функционируют организации и люди, работающие в них, и как управлять этими организациями: классическая школа, школа человеческих отношений, "системный подход" и теория случайностей. Менеджмент иногда определяют как "делать что- либо чужыми руками". Обобщая, можно сказать, что цель хорошего управления - использование и координация усилий многих людей и направление их на достижение целей организации. Существует ряд общих процессов или функций, выполняемых менеджерами: 1. Постановка целей. 2. Прогнозирование. 3. Планирование. 4. Организация и координация. 5. Мотивация. 6. Слежение (мониторинг) и контроль. Менеджеры могут быть ответственными и за специализированные процессы: - например, в банке менеджер может отвечать за принятие решений по кредитам, за работу компьютерной системы, за прогнозирование экономических изменений за разработку новых стратегий банка. Тем не менее, все менеджеры вовлечены в основной процесс управления, особенно если у них есть подчиненные. Ясно, что менеджеры разных уровней организации имеют различный уровень ответственности. Они могут концентрироваться на той или иной функции управления. Например, исполнительный директор банка тратит большую часть своего времени на установление долгосрочных целей банка, управляющий филиалом занимается больше краткосрочными задачами (управление персоналом, выполнение месячных и квартальных планов и т.д.), тогда как глава отдела ценных бумаг занят главным образом повседневной работой отдела. Однако все эти люди являются менеджерами, и все они в большей или меньшей степени имеют дело с перечисленными выше процессами. В повседневной жизни все мы играем определенные роли. Дома мы родители, жены или мужья, дети, на досуге - друзья, председатели драмкружка, голкиперы футбольной команды, и все это в один день в различных ситуациях. На работе менеджер может быть сейчас представителем руководства, а через минуту - доверенным лицом работника. Некоторым образом эти роли можно рассматривать по аналогии с игрой актера на сцене - каждая из них требует немного других навыков и компетенции. Один из видных теоретиков менеджмента определил 10 ролей управления. ............ |