Часть полного текста документа:Антонин Дворжак (1841-1904) Чешский композитор, дирижёр, педагог. Член Чешской академии наук и искусств (1890). Ученик И. Фёрстера (орган) и др. Играл на альте в капелле К. Комзака и в оркестре Временного театра (1862-73), в 1873-77 церковный органист в Праге. Выступал как дирижёр с исполнением собственных произведений, в том числе в Великобритании (1884-96), России (1890), где встречался со многими русскими деятелями культуры. Переписывался с П. И. Чайковским (в 1888 состоялась встреча с ним в Праге). Был дружен с И. Брамсом. С 1891 профессор композиции в Пражской консерватории (с 1901 её руководитель). Среди учеников: И. Сук, О. Недбал, В. Новак. В 1892-95 работал в США, где выступал с авторскими концертами. Был профессором и директором консерватории в Нью-Йорке, в которой перестроил систему музыкального обучения. Отразил американские впечатления в симфонии "Из Нового Света" и других произведениях , в которых, сохранив своеобразие индивидуального стиля, воссоздал характер и некоторые особенности негритянского и индейского музыкального фольклора. Один из основоположников чешской национальной музыкальной классики, Дворжак вслед за Б. Сметаной развивал национальные традиции и утвердил мировое значение чешской музыки. Произведения Дворжака отличаются мелодичностью богатством, разнообразием ритма и гармонии, красочностью инструментовки, стройностью формы. Дворжак широко использовал жанровые и ритмоинтонационные особенности чешского и моравского музыкального фольклора. Черты национальной самобытности проявились в комической опере "Король и угольщик", патриотическом гимне "Наследники Белой Горы" для хора и оркестра и вокальных "Моравских дуэтах"; особенно ярко национальный характер ощутим в "Славянских танцах" (первоначально для фортепиано в 4 руки, позже для оркестра , и других инструментов ) и "Славянских рапсодиях". Ряд произведений Дворжака посвящены историческому прошлому Чехии и национально-освободительным устремлениям народа ; среди них - оратория "Святая Людмила", "Гуситская увертюра", музыка к спектаклям драматического театра, в том числе к пьесе "Йозеф Каетан Тыл". Оперы Дворжака наряду с операми Б. Сметаны составляют основу национального музыкально-театрального репертуара. Наиболее ценным вкладом в мировую музыкальную культуру являются симфонии Дворжака, заложившие фундамент национального симфонизма, концерт для виолончели с оркестром и камерно-инструментальные сочинения (трио "Думки"). Многие сочинения Дворжака привлекают жизнерадостностью, тёплым лиризмом, мягким юмором, отражают картины чешской природы и быта. Своеобразный мир чешских сказок и легенд раскрывается в симфонических поэмах "Водяной", "Полуденница" и др. В Праге работают Дворжаковское общество и музей его имени (с 1932). В Нелагозевесе в доме, где родился Дворжак, также открыт музей. Имя Дворжака носит один из пражских квартетов. Сочинения: оперы- Альфред (героическая опера с увертюрой, 1870, не опубликована, поставлена 1938, Оломоуц), Король и угольщик (Kral a uhlir, комическая, 1871; 2-я редакция, ор. 14, 1874, Временный театр Прага; 3-я редакция, 1881; 4-я редакция, 1887), Упрямцы (Tvrde palice комическая, ор. 17, 1874, поставлена 1881, Новый чешский театр, Прага), Ванда (трагическая, ор. 25, 1875, поставлена 1876, Временный театр Прага), Хитрый крестьянин (Selma sedlak, комическая, ор. ............ |