Часть полного текста документа: Курсовая работа по теме : Антропонимы как средство сатиры и юмора в рассказах А.П.Чехова. В своей работе я анализирую антропонимическую систему в рассказах раннего творчества А.П.Чехова ( 1880 - 1883гг. ) и антропонимическую систему в рассказах более позднего периода (1886 - 1900гг.). Ранние рассказы : "Письмо к ученому соседу", "Мой юбилей", "Жизнь в вопросах и восклицаниях", "Пропащее дело", "Он и она", "Живой товар", "Цветы запоздалые", "Пережитое", "Мошенники поневоле", "Радость", "За двумя зайцами погонишься , ни одного не поймаешь", "Перед свадьбой", "Петров день", "Суд", "Забыл!!", "Жены артистов", "Корреспондент". Поздние рассказы : "Шампанское", "Враги", "Выигрышный билет", "Володя", "Драма", "Беззаконие", "Отец", "Свирель", "Холодная кровь", "Мальчики", "Архиерей", "Невеста", "Дама с собачкой", "Душечка". Основная часть : * Антропонимы рассказов раннего периода : 1. В рассказе "Письмо к ученому соседу": Антропоним Василий Семи-Булатов - персонаж, неполная модель. Антропоним апеллятивно - мотивирован, формальная мотивация. АВ экспрессивно окрашен нарицательными словами: "семь" и "булат" , в значении "еще сильнее". Антропоним выполняет функцию сатиры и юмора , сам себя именует "жалким старичком" или "вы изволили поселиться в нашей части света по соседству со мной , мелким человечком, а я все еще не знаю вас , а вы меня стрек0озу жалкую не знаете". Это жанрово - смешная фамилия, которая смешна сама по себе соединяясь с числительным. Фамилия функционально насыщена на фоне нейтральных фамилий ; например, Герасимов - фамильный антропоним, ничем не мотивирован : "Недавно заезжал в мои владения , в мои руины и развалины сосед мой Герасимов и со свойственным ему фанатизмом бранил и порицал ваши мысли...". Функциональная насыщенность возрастает вокруг таких нейтральных антропонимов : Амвросий, Трофим, Иван - именные антропонимы; Иоаким Шостак - двухкомпонентная модель ;_Наташенька - именной антропоним , экспрессивно окрашен уменьшительно - ласкательным -еньк- . 2.В рассказе "Мой юбилей" употребляются мифонимы: Прометей, Морфей. Это неперсонажные антропонимы , через которые писатель объясняет "озарение" прозаического поэта : "Три года тому назад я почувствовал присутствие того священного пламени , за который был прикован Прометей ". 3.В рассказе "Жизнь в вопросах и восклицаниях" употребляются именные антропонимы : Митя , Марья , Лиза, Наташа, Каролинхен, которые ничем не мотивированы ; антропонимы с экспрессивной окраской : Ниночка, Эмочка , Сонька ; антропонимы в иноязычном графическом облике - Фанни , Серж , Nadine ; фамилии писателя - Борн ; исторические лица - Юлий Цезарь, антропоним также ничем не мотивирован : "Возьмемте Юлия Цезаря!". 4. В рассказе "Пропащее дело" : АВ - Варвара Петровна и Варя , АД - является - Варвара Петровна. Антропонимы ничем не мотивированы , а антропоним Варя употребляется с легкой иронией : "И вот, когда Варя была уже окончательно в моих рыках, когда решение о выдаче мне 30 тысяч готово уже было к подписанию... ............ |