Часть полного текста документа: АРАМ ИЛЬИЧ ХАЧАТУРЯН (1903-1978) Арам Ильич Хачатурян - художник яркой, своеобразной индивидуальности. Темпераментная, жизнерадостная, привлекающая свежестью гармонии и оркестровых красок музыка его пронизана интонациями и ритмами народных песен и танцев Востока. Именно народное искусство явилось источником глубоко своеобразного творчества этого выдающегося композитора. В своих произведениях он также опирался на традиции мировой, и в первую очередь русской музыки. Творчество Хачатуряна разнообразно по содержанию и по жанрам. Композитор писал балеты, симфонические произведения, сонаты и концерты для различных инструментов, песни, романсы и хоры, музыку для театра и кино. Среди лучших его произведений - балеты "Гаянэ" и "Спартак", вторая симфония, фортепианный и скрипичный концерты, музыка к драме Лермонтова "Маскарад". БИОГРАФИЯ Детство и юность. Арам Ильич Хачатурян родился 6 июня 1903 года в Тбилиси в семье переплетчика. Его мать любила петь народные армянские песни, и эти напевы глубоко запечатлелись в душе ребенка. Незабываемое впечатление оставило искусство народных певцов-ашугов, в исполнении которых звучали песни Азербайджана, Грузии, Армении. Под впечатлением услышанных народных мелодий мальчик забирался на чердак дома и часами выстукивал полюбившиеся ему ритмы на медном тазе. "Эта первоначальная моя "музыкальная деятельность" - рассказывал Хачатурян, - доставляла мне неописуемое наслаждение, родителей же приводила в отчаянье..." Материальное положение семьи было настолько стесненным, что о музыкальном образовании Арам не мог и мечтать. Поэтому появление в доме плохонького, приобретенного за гроши пианино стало для мальчика большим событием. Сначала одним пальцем, а затем с примитивным аккомпанементом он стал подбирать по слуху мелодии народных песен и танцев. "Тогда я совсем осмелел, - вспоминал Хачатурян, - и начал варьировать знакомые мотивы, сочинять новые. Помню, какую радость доставляли мне эти - пусть наивные, смешные, неуклюжие, - но все же первые попытки композиции". Когда Араму исполнилось десять лет, он поступил в коммерческое училище. Самостоятельно научившись играть на духовых инструментах, он участвовал в любительском духовом оркестре. В шестнадцать лет Хачатурян впервые попал в оперный театр, где услышал оперу "Абесалом и Этери" - классику грузинской музыки Захария Палиашвили. Впечатление было столь сильным, что мечта учиться музыке стала неотступной. Наконец в 1921 году в судьбе юноши наступил перелом. В Тбилиси приехал его старший брат Сурен Хачатурян, режиссер Московского Художественного театра. Заметив влечение Арама к музыке, Сурен Ильич взял его с собой в Москву. Годы учения. В возрасте 19 лет юноша сдал экзамен в Московский музыкальный техникум имени Гнесиных. У него не было даже элементарной подготовки. Выручили отличный слух, музыкальность, прекрасная память. Елена Фабиановна и Михаил Фабианович Гнесины, опытные педагоги, сразу же распознали в юноше природное дарование. И вот начались годы учения - большего, настойчивого труда, сомнений, успехов, разочарований. Вначале Хачатурян учился играть на виолончели и фортепиано. Но скоро становится ясно, что основное его призвание - композиция. В лице Михаила Фабиановича он нашел чуткого педагога, сумевшего быстро развить его природные способности. ............ |