Тема 1. Понятие как форма мышления их сущность и функции
Вопрос 4. Подберите понятия к следующим схемам:
1. А – населенный пункт; В – город; Г – город Уфа; Д – город Салават.
2. А – студент; Б – студент МИЭП; В - волонтер; Г – спортсмен.
3. А – явление природы; Б – гроза; В – ветер; Г – землетрясение; Д – стихийное бедствие.
4. А – игрушка; Б – пистолет; В – машина; Г – заводная машина; Д – деревянная машина.
5. А – населенный пункт; Б – не-населенный пункт; В – город; Г – не-город; Д – поселок; Е – село.
6. А – жилое помещение; Б – не-жилое помещение; В – дом; Г –гараж; Д – кухня.
7. А – дерево; Б – хвойное дерево; В – лиственное дерево; Г – дуб; Д – желуди.
8. А – пожар; Б – стихийное бедствие; В – наводнение; Г – землетрясение; Д – техногенная катастрофа.
Тема 2. Операции с понятиями
Вопрос 3. Укажите, представляют ли указанные ниже последовательности понятий (или какие-нибудь их части) обобщение или ограничение понятий:
а) планета — планета Солнечной системы — ближайшая к Солнцу планета Солнечной системы - ограничение;
б) младший лейтенант - лейтенант - младший офицер - офицер - обобщение;
в) секунда — минута — час — сутки — единица времени - ограничение;
г) абстрактная алгебра — алгебра — математика - ограничение;
д) студент — человек — человечество - ограничение;
е) кондиция — стандарт — норма - обобщение;
ж) подряд — договор — соглашение — связь - обобщение;
з) деньги — выручка — прибыль - обобщение;
и) умысел преступления — преступление — наказание — расплата за преступление - нет;
к) краткосрочная ссуда — ипотека — ипотечный кредит - ограничение;
л) созвездие "Малая Медведица" — звезда "Малой Медведицы" — "Полярная звезда" - обобщение;
м) число — четное число — число, которое делится на 2 или на 3, — число, которое делится на 2 и на 3 - нет;
н) глагол — слово, изменяемое по лицам — изменяемое слово - ограничение;
о) гражданин Польши — гражданин Польши и США - нет;
п) окружность — геометрическое место точек — точка окружности — центр окружности - обобщение.
Тема 3. Определение (дефиниция) как прием познания
Вопрос 1. Дайте анализ (с точки зрения логической правильности) следующих определений:
а) хлопок — это белое золото – ошибка слишком широкого определения;
б) Гималаи — высочайшие горы мира – определяемое и определяющее понятия взаимозаменяемы;
в) кислород — необходимое условие жизни - ошибка слишком широкого определения;
г) антонимы — слова противоположного значения - определяемое и определяющее понятия взаимозаменяемы;
д) учитель — человек, который учит кого-нибудь – ошибка слишком узкого определения;
е) виктимология — быстро развивающаяся в настоящее время отрасль криминологии - ошибка слишком широкого определения;
ж)олигоцен — третья эпоха палеогена – тавтология. Определение не раскрывает содержание понятия. Ведь если я не знаю, что такое олигоцен, то указание на то, что это третья эпоха палеогена ничего не прибавит к моим знаниям;
з) один процент от какого-то целого — это одна сотая часть этого целого - ошибка слишком узкого определения;
и) угол есть фигура, образующаяся при вращении луча вокруг своей начальной точки (из учебника по математике). ............