Арутюнян Р.С.
Среди хеттских клинописных источников, обнаруженных в царских архивах Хаттусы (столицы древнего Хеттского государства, располагавшейся в 150 км к востоку от современной Анкары), основную часть составляют описания ритуалов. Это были своеобразные пособия, которыми следовало руководствоваться при совершении того или иного ритуала.
Среди последних известны «царские ритуалы», т. е. общегосударственные празднества, которые совершались под руководством и с участием самого царя в столице или других главных культовых центрах, а также праздники, связанные с культом местных божеств (как, например, богини Хувасаны города Хубисны1) или бога Грозы города Куливисны), совершавшиеся частными лицами. Ритуалы исполнялись хеттами во всех случаях жизни. Они обычно были приурочены к переломным периодам жизни природы и человека (смена времен года — весна, осень; рождение, вступление в зрелый возраст, смерть)2).
Настоящая статья содержит транслитерацию и перевод одного из хеттских текстов — КВо XV 33 (содержащего описание ритуала в честь бога Грозы города Куливисны), впервые выполненные автором статьи. Анализ данного текста позволяет выявить особенности хеттских домашних ритуалов3) подобного типа и знакомит с одной из важнейших сторон повседневной жизни древних хеттов.
Интересующая нас надпись дошла в достаточно хорошей сохранности. Текст ее помещен на обеих сторонах двух глиняных табличек. 1-й столбец надписи, который находится на лицевой стороне первой таблички и содержит около 35 строк, сильно поврежден. Сохранились два-три слова в каждой строке. Продолжение надписи, т.е. 2-й столбец текста (около 42 строк) и 3-й столбец (более 37 строк), которые помещены соответственно на лицевой стороне второй таблички и на оборотной стороне первой, дошли до нас почти неповрежденными. И наконец, 4-й столбец текста (около 40 строк), записанный на оборотной стороне второй таблички, сильно поврежден. Сохранились одно-два слова в каждой строке.
Настоящий документ принадлежит к группе текстов, описывающих ритуальный праздник вызывания бога Грозы города Куливисны20) (mukišnaš EZEN, mukišnaš SISKUR.SISKUR), который совершался частным лицом — «хозяином дома» (LÚEN.ÉTIM; parnaš išḫaš).
Это празднество можно отнести к числу домашних ритуалов. Число участников ритуала (кравчий LÚSILA.SÙ.DÙ8, повара LÚ.МEŠMUḪAL-DIM, пекарь LÚ NINDA.DÙ.DÚ5, *) певцы и музыканты LÚ.МEŠNAR), описания мест совершения обрядов (мельница ÊNA4ARÀ, внутреннее помещение É.ŠÀ, дом для омовений É.UŠ.DUl0.SA), использование значительного количества культового инвентаря, а также само обозначение ритуала как «ритуального праздника» — EZEN (этим словом в хеттских текстах обычно называются официальные культовые праздники, совершаемые под руководством царя или одного из членов царской семьи21)) дают основание предположить, что «хозяином дома» мог именоваться только состоятельный глава большой семьи или рода, человек знатного происхождения22). Вероятно, здесь речь идет о главе самого города Куливисны, одном из наместников царя. Можно было бы предположить, что термином «хозяин дома» обозначался сам царь, учитывая некоторое сходство между описаниями исследуемых нами ритуалов и «царских праздников». ............