Содержание
Введение
1. Проблема нравственного воспитания дошкольников в процессе ознакомления с народными обрядами и праздниками
1.1 Анализ понятия «нравственное воспитание» в психолого-педагогической литературе
1.2 Особенности организации нравственного воспитания дошкольников
1.3 Воспитательный потенциал народных обрядов и праздников
Выводы к первому разделу
2. Организация работы по нравственному воспитанию дошкольников средствами народных обрядов и праздников
2.1 Содержание работы по нравственному воспитанию дошкольников средствами народных обрядов и праздников
2.2 Методы и приемы организации нравственного воспитания дошкольников средствами народных обрядов и праздников
Выводы ко второму разделу
Выводы
Список использованных источников
Приложения
Введение
Изменения, произошедшие в Украине за последние десятилетия, обусловили переосмысление сущности нравственного воспитания, его места и роли в общественной жизни. Все чаще в обществе ощущается «дефицит нравственности», одним из проявлений которого выступает утрата духовных ценностей народа, в частности отчуждение подрастающего поколения от народной культуры, его ценностей.
В государственной национальной программе «Освiта» («Украïна ХХI століття») одним из основных принципов названа национальная направленность образования, проявляющаяся в органическом сочетании национальной истории и традиций, сохранении и обогащении культуры украинского народа. Реализация этого принципа связана с утверждением приоритетов духовности, морали, патриотизма.
Как известно, дошкольный возраст отличается повышенной восприимчивостью к социальным воздействиям. Ребенок, придя в этот мир, впитывает в себя все человеческое: способы общения, поведения, отношения, используя для этого собственные наблюдения, эмпирические выводы и умозаключения, подражание взрослым. Двигаясь путем проб и ошибок, он овладевает нормами жизни в человеческом обществе. Это делает дошкольный возраст наиболее благоприятным для нравственного воспитания. Вопросами нравственного воспитания дошкольников занимались такие ученые и педагоги, как Т.И. Пониманская, В.А. Сластенин, С.А. Козлова, В.И. Ядэшко, Л.Р. Болотина, И.А. Каирова.
Каждый народ из поколения в поколение передает свой общественный и социальный опыт, духовное богатство как наследство старшего поколения младшему. Народ всегда выступает в роли воспитателя молодого поколения, а воспитание при этом приобретает народный характер. Только народное воспитание является живым органом в историческом процессе народного развития, такое воспитание приобретает необычайно влиятельную силу на формирование национального характера, национальной психологии человека, на его нравственное становление.
Вопросами воспитания детей на народных обрядах и праздниках занимались и занимаются многие ученые и педагоги (В.Ф. Афанасьев, Г.С. Виноградов, Г.Н. Волков, М.Г. Стельмахович, К.Д. Ушинский). В неразрывной связи с нравственным воспитанием, с традициями находятся народные обряды и праздники. Приобщение детей к участию в праздниках и обрядах родного народа дает им возможность на практике познать его культурно-исторический опыт. Обрядами (или ритуалами) называют такие формы поведения, которые сложились исторически, для которых характерны: стереотипность, повторяемость без изменений и символичность.
В наше время приобщение детей к народному творчеству, искусству, непосредственное участие в национальных праздниках воспитывают в них нравственные чувства, развивают художественное мировоззрение, наполняют эмоциональную сферу ребенка радостью, поднимают настроение, формируют эстетический вкус. ............