Часть полного текста документа:Архиепископ Афанасий Холмогорский С.В. Перевезенцев (1641-1702) Афанасий Холмогорский (в миру Алексей Артемьевич Любимов) - первый архиепископ Холмогорский и Важеский, писатель, идеолог "грекофильства", один из просвещенных людей своего времени. Родился в г. Тюмени Тобольской губернии, в 1666 г. принял монашеский постриг, а в 1675 г. стал игуменом Далматовского Успенского монастыря. По некоторым сведениям, поначалу был близок к старообрядчеству. В 1679 г. Афанасий оказался в Москве и был приближен к патриарху Иоакиму. Здесь он полностью принимает "грекофильские" убеждения, становится одним из главных участников споров со старообрядцами. Летом 1682 г. всего за пятьдесят дней он написал полемический трактат "Увет духовный". Автором "Увета духовного" долгое время считался патриарх Иоаким, но еще С.А. Белокуров предположил, а В.М. Верюжский подтвердил авторство этой книги Афанасия Холмогорского. Книга была написана летом 1682 года всего за пятьдесят дней, по горячим следам знаменитых прений православных иерархов со старообрядцами, проходивших в Грановитой палате в присутствии царского семейства. Уже 20 сентября эта книга вышла в свет тиражом 1200 экземпляров, а позднее несколько раз переиздавался (в XVIII веке), а также расходился в рукописных списках. Этому изданию придавалось большое значение, оно рассылалось по епархиям, его предписывалось распространять по приходам (уже в октябре 1682 года в Новгородскую епархию отправили 20 экземпляров книги). По сути дела, "Увет духовный" стал одним из главных антираскольнических сочинений XVII столетия. Главная тема этого сочинения - опровержение доводов старообрядцев. Автор стремится уберечь православную паству от влияния "безумных мужиков", доказать ей, что "есть здесь в России во святых Божиих храмех благолепие". Кроме того, он стремится убедить читателей в том, что необходимо "слушати государей своих и пастырей и начальников". "Увет духовный" показывает Афанасия Холмогорского, как хорошего знатока святоотеческой и другой православной литературы, ведь в основу книги Афанасий положил многочисленные выписки из древних греческих и славянских книг. На этом материале он доказывал необходимость и истинность церковной реформы и "благочестие" изменения "старых" обрядов. Последователей же "старой веры" он обвинял не только в отступление от истинной православной веры, но и в элементарном незнании и невежестве, называя их, как уже отмечалось "безумными мужиками". "Безумие" старообрядцев, в конечном итоге, оборачивается их "бесовством". В частности, именно "бесовским делом" старообрядцев он называл многочисленные акты самосожжения в старообрядческих общинах. По его убеждению, "огненная смерть", к которой прибегали старообрядцы в ожидании немедленного попадания в Царствие Небесное, на самом деле обрекает человеческую душу на вечную гибель, ибо сам человек не силах решать, когда наступит его смертный час. Следовательно, массовое самоубийство, да еще в огне, - это истинно "бесовское дело". Активное участие принял Афанасий Холмогорский и в полемике с "латинствующими" по поводу вопроса о времени пресуществления Святых Даров. Этому посвящена "Книга православного исповедания" (1688 г.). Т.В. Панич недавно подробно проанализировала эту книгу, придя к выводу, что и здесь автор выступает в защиту православной точки зрения, подкрепляя свою позицию многочисленными выписками от "апостольских и отеческих догмат и преданий". ............ |