АТЭС: СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РЕГИОНАЛЬНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
В мире не так много «естественных» регионов, которые четко определяются географическими параметрами и государственными границами. Большинство же регионов динамично меняются в зависимости от приоритетов мировых и региональных держав. К их числу относится и Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР), объединяющий государства с существенными политическими, экономическими и цивилизационно-культурными различиями. Включение стран в АТР по признаку вхождения в бассейн Тихого океана отражает чисто экономический подход к формированию региона с опорой преимущественно на транстихоокеанские связи в области торговли, инвестиций, услуг и т.д. В этом случае к АТР относят страны Восточной Азии, а также США, Канаду, Австралию и др.
Одни исследователи считают, что выделение АТР в самостоятельный регион искажает ситуацию в мировой системе международных отношений, и предлагают в качестве альтернативы отказаться от понятия АТР в целом и давать оценки на уровне его субрегионов. Другие конструируют регион на более универсальной геополитической и геоэкономической основе и утверждают, что встречные потоки мировых тенденция «стягивают» воедино четыре «старых» региона – Центральную, Южную, Северо-Восточную и Юго-Восточную Азию, что способствует возникновению на пространстве Восточной Евразии нового геополитического регионального комплекса – Большой Восточной Азии [Воскресенский 2007: 35]. Речь идет о таких тенденциях, как укрепление влияния Китая на его западных границах, включение КНР и Японии в интеграционные процессы со странами АСЕАН, усиление экономических и военно-политических позиций Индии, активизация США в Центральной Азии.
Идея создания Тихоокеанского Экономического сообщества в интересах взаимовыгодного сотрудничества стран АТР витала в воздухе с начала 60-х годов. Появлению межправительственного форума «Азиатско-Тихоокеанское Экономическое Сотрудничество» (АТЭС) во многом способствовали усилия крупного бизнеса и деятельность учрежденного в 1980 г. Совета по Тихоокеанскому экономическому сотрудничеству (СТЭС). В рамках этой международной неправительственной организации (МНПО) к диалогу по вопросам экономического сотрудничества в АТР были подключены национальные комитеты стран-участниц, формировавшиеся из представителей правительственных, деловых и научных кругов. Наработанные СТЭС институционные механизмы и опыт многостороннего сотрудничества были широко использованы при создании АТЭС.
Форум АТЭС стал, с одной стороны, отражением процесса глобализации в азиатском регионе, а с другой стороны – воплощением идеи тихоокеанского регионализма*, реализованной Соединенными Штатами при активной поддержке союзников – Японии и Австралии. Последними двигали обеспокоенность формированием торговых блоков в других регионах, а также стремление укрепить связи с быстро развивающимся регионом Восточной Азии, от которого во многом зависело их собственное экономическое будущее. В целом же основатели Форума АТЭС видели в нем средство противодействия «крепости Европа», которая активно продвигалась к созданию общего рынка. Для несевероамериканских стран это была попытка защититься от возможного подъема протекционизма в Северной Америке.
Таким образом, создание АТЭС было обусловлено, главным образом, экономическими факторами, хотя впоследствии деятельность Форума приобрела ярко выраженный политический характер.
Принципы деятельности и структура АТЭС
Странами-основателями АТЭС выступили Австралия, Бруней, Индонезия, Канада, Республика Корея, Малайзия, Новая Зеландия, Сингапур, США, Таиланд, Филиппины и Япония
Первая встреча министров иностранных дел, экономики и торговли этих государств состоялась в ноябре 1989 г. ............