Е. В. Реутов, Л. В. Колпина, М. Н. Реутова, И. В. Бояринова
Характеризуются социальные сети, функционирующие в белгородском региональном сообществе. Делается вывод, что Социальные сети формируются преимущественно на уровне родственных и дружеских связей и решают задачи повседневной взаимопомощи, не трансформируясь в гражданские инициативы по защите и продвижению социальных интересов.
Возникшая первоначально для описания иммиграционных процессов и объяснения экономического поведения мигрантов [1] концепция социальных сетей в настоящее время активно используется не только в исследованиях замкнутых сообществ, но и в более широком контексте при изучении трансформирующихся обществ. В обществе современного типа в качестве основных механизмов социальной адаптации, достижения индивидуальных и коллективных целей существуют относительно формализованные социальные институты и практики, включающие комплекс обезличенных, зачастую законодательно закрепленных норм и процедур. Функционируют они, с одной стороны, на основе уверенности (Н. Луман) большей части участников сообщества в их эффективности, то есть способности решать частные и групповые проблемы. С другой, - как результат целенаправленного институционального строительства, осуществляемого государством и доминирующими в социальном пространстве акторами. Институционализация коллективных стремлений и действий на макросоциальном уровне - это, как правило, этап, следующий за формированием социальных сетей на микросоциальном уровне. И дефицит макрогрупповой интеграции - следствие недостаточной солидарности на микросоциальном уровне.
Однако основная проблема функционирования формальных социальных институтов состоит в том, что значительный объем повседневных практик, связей и отношений не поддается регламентации с их стороны. К тому же, несмотря на внешне обезличенные формы и нормативно универсальный характер формальных социальных институтов, их эффективность применительно к индивидуальным и групповым интересам зачастую определяется объемом человеческого и социального капитала акторов.
Социальные сети мы рассматриваем как комплекс относительно стабильных и долговременных взаимодействий неформального характера, не имеющих выраженной организационной структуры и выполняющих по отношению к их участникам функцию наращивания объема личного и социального капитала. Включенность индивидов в социальные сети способна компенсировать недостаточность индивидуальных социальных ресурсов за счет поддержки участников социальных сетей - семьи, родственников, друзей и знакомых, земляков, религиозных и этнических общин. Здесь, однако, следует отметить, что недостаточность человеческого капитала в любых его формах является сдерживающим фактором не только для функционирования в рамках формальных институтов, но и для включения в социальные сети. За получение ресурсов и благ, так или иначе, необходимо расплачиваться в какой-либо эквивалентной им форме.
В целях изучения функционирования социальных сетей в пределах регионального сообщества, их эффективности, социальных ресурсах, являющихся предметом социальных обменов, в апреле-мае 2010 г. был проведен социологический опрос по репрезентативной региональной выборке (N = 1000). ............