Часть полного текста документа:Август Стриндберг Б. Михайловский Стриндберг Август (1849-1912) - крупнейший шведский писатель, беллетрист и драматург. Сын предпринимателя и служанки. Сильно нуждаясь в молодости, испробовал ряд профессий (учителя, библиотекаря, актера и др.). В литературе С. дебютировал в начале 70-х гг. драмами "В Риме" (Rom, 1870), "Изгнанник", "Мастер Олуф" (Master Olof, 1872). Широкую известность принес С. роман "Красная комната" (Roda Rummen, 1879), вызвавший бурную дискуссию. В этом романе, как и в книге "Новое царство" (Det nya riket, 1882), С. развернул довольно широкую картину современного ему шведского общества, направляя свою критику как против его косности, феодальных пережитков, так и против новых буржуазных порядков. С. обличал здесь тупой бюрократизм в управлении страной, паразитизм чиновничества, комедию парламентаризма, продажность прессы, аферы нарождающихся акционерных компаний, лицемерие религиозных и благотворительных обществ, зависимость искусства от капиталистов; положительные герои романа - группа художников, ученых, вынужденных бедствовать, погибать или продаваться предпринимателям. В своей "Истории шведского народа" и в исторических новеллах (Svenska oden och oventyr, 1882-1883) С. стремился взглянуть на историю глазами демократа, создать историю народа, выдвигая роль исторических закономерностей, развенчивая коронованных "героев" истории. В первых частях своей семитомной автобиографии ("Сын служанки", "Развитие одной души", 1886) С. выступил сторонником ликвидации монархии и "нескольких старых классов и замены их вновь образовавшимися", требовал реформы народного образования, разоблачая его классовый характер, указывал на бедствия, которые приносило внедрение промышленного капитала. С. становился литературным вождем радикально-демократической интеллигенции Швеции, главой натуралистического течения. Но в результате преследований правительства и консервативной прессы он в 1882 покинул родину и начал скитальческую жизнь, годами живя в Париже, в Швейцарии, Германии, Дании. В первом периоде творчества (с 70-х до конца 80-х гг.) С. стоял на позициях позитивизма, дарвинизма, свободомыслия, доходившего до антирелигиозных выступлений, выступал как поборник социального равенства, освобождения женщины, пацифизма, интернационализма. В эти годы он увлекался Чернышевским, утопическим социализмом Фурье и Сен-Симона ("Утопии в действительности", Utopier i verkligneten, 1885). Отмежевываясь от марксизма, С. закреплялся на платформе мелкобуржуазного социализма, самоопределяясь как "аграрный социалист". С. видел в городе паразита деревни, верил в обратное движение цивилизации и в гибель промышленного общества, в торжество мелкого крестьянского хозяйства, проповедывал опрощение. В это время на него большое влияние оказывали Руссо и Л. Толстой. Стремлением к идеализации деревни навеян роман "Жители островов" (Hemsoborna, 1887), описывающий труды и дни примитивных людей на заброшенных островах. В конце 80-х и начале 90-х гг. под влиянием усиленного роста промышленного капитализма, обострения классовых противоречий, с ростом революционности пролетариата, создавшего социал-демократическую партию (1889), шведская радикально-демократическая интеллигенция стала отходить от рабочего движения. В эти годы происходит перелом и в творчестве С. Он начинает искать разрешения социальных противоречий на путях развития капитализма, а не ликвидации его, как ранее. ............ |