Часть полного текста документа:Автоматизированные обучающие системы Р.Манекин § 1. Автоматизированные обучающие системы (АОС): основные принципы построения. Часть нужных Вам сведений Вы сможете почерпнуть в настоящем пособии; другие - найдете в соответствующей научной литературе1. Автоматизированные обучающие системы бывают нескольких типов: информационные, справочные, контролирующие, обучающие, комбинированные. Некоторые АОС предназначены для работы с т.н. "отдельными элементами обучения" (они способствуют усвоению отдельных тем, текстов, проч.); другие представляют собой автоматизированные учебные курсы (АУК). В этой книге Вы обнаружите сведения о возможностях программного обеспечения, созданного с помощью языков программирования PROLOG и LOGO (эти языки часто используются при построении развивающихся интеллектуальных систем в рамках научной идеологии искусственного интеллекта). Программы Энналса предназначены для моделирования исторических процессов, явлений; для контроля и поддержки знаний учащихся; для построения т.н. обучающих схем, для репрезентации (т.е. представления) гуманитарных знаний; для "интеллектуального" информационного поиска при обучении истории. Все чаще и чаще Вы можете встретить т.н. "компьютерные учебники" (т.е. учебники, являющиеся по существу огромными обучающими программами). Одни АОС "способны" контролировать знания учащихся, другие содержат в себе элементы "учебного тренажа", третьи помогают овладению новым учебным материалом, четвертые предназначены для того, чтобы стимулировать интерес учащихся к изучаемому предмету. При построении АОС примято учитывать как достоинства, так и недостатки компьютеров, на которых они будут эксплyaтироваться. А именно: возможности по использованию игровых элементов в процессе обучения; возможности по организации "диалога" учащегося и ЭВМ; демонстрационные возможности, наглядность; предметностъ, красочность представления учебного материалам, др. К числу недостатков многих компьютеров можно отнести малую емкость экрана дисплея, его избыточную (недостаточную) яркость, специфичность программного обеспечения, проч. Эффективность АОС во многом зависит от их содержательней стороны. Конкретно: от логической стройности, непротиворечивости, однозначности, доступности, точности, простоты изложения, валидности исходной информации; от наличия иллюстративно-графического (портреты известных философов, графики, диаграммы, гистограммы, таблицы, схемы, проч.) и справочного материала ("компьютерные энциклопедии, тезаурусы, информационные и библиографические обзоры, фото-видео-звуковые "архивы"), др. Создавая АОС, нужно помнить о трех обстоятельствах: - человеческий мозг способен перерабатывать в ограниченный промежуток времени ограниченный объем полезной информации; - в большинстве отечественных вузов работа в компьютерном классе лимитирована по времени; - "общение" студента-гуманитария с компьютером требует от первого повышенного психического напряжения. Лучшие АОС никогда не бывают "насыщены" сложными формулами, схемами, др. Работа с ними не требует много времени, а текст нередко "разбавляется" шутками, забавными фразами, смешными рисунками. Чтобы Вы лучше могли представить "устройство" наиболее удачно сделанных АОС, мы с Вами теперь более подробно рассмотрим некоторые из них. § 2. ............ |