Часть полного текста документа:Б-1 В1 1. Образование Древнерусского государства Образование государства у восточных славян явилось закономерным итогом длительного процесса разложения родоплеменного строя и перехода к классовому обществу. Процесс имущественного и социального расслоения среди общинников привел к выделению из их среды наиболее зажиточной части. Зародышевую форму государственности представляли собой восточнославянские союзы племен, которые объедини лись в суперсоюзы, правда, непрочные. во главе с князем Кием (IV в .) Накануне образования Древнерусского государства существовало три крупных объединения славянских племен: Куябы(Киев), Славии(Новгород) и Артании. Согласно "Повести временных лет", русская княжеская династия берет свое начало в Новгороде. Тогда там шла междуусобная борьба и новгородцы решили пригласить варяжских. В 862 г. Рюрик и 2 его брата были призваны на Русь. Норманская теория (Г. Байер, Г. Миллир и А. Шлецер В XVIII в. ) Отсутствие на Руси предпосылок образования гос-ва. Факт призвания иноземной власти довольно типичен для Средневековья. 882 - обрзование Др Рус гос-ва .Олег захватил власть после Рюрика , убил в Киеве Аскольда и Дира и перенес столицу в Киев. Были двух- и трехпольные севообороты. Внутренняя торговля была развиты слабо , поскольку в экономике господствовало натуральное хоз. ИзРуси вывозили: мед , воск, меха. Ввозили: вино, шелковые ткани, ароматные смолы приправы. В начале XIII в. было около 200 г. Б-5 В2 Культура. Общая хар-ка: эпоха бурного расцвета культуры; народность, гуманизм, революционность, демократизм, интернационализм; глубоко национальный характер русской культуры; традиционализм и новаторство. Мировое значение отечественной культуры: поиск и открытия русских ученых во многом определили основные направления всей мировой культуры, мощный импульс ее развития. просвещение: к 17 в России было 30% грамотных, но темпы роста образованности и грамотности высокие. Начальное образование: накануне войны дума подняла вопрос о всеобщем начальном образовании (был отложен). Среднее образование: в гимназиях было ослаблено классическое направление, расширены права выпускников реальных училищ, создана сеть коммерческих училищ. Печать: 17 окт 1905 была отменена цензура. 1912 в Р выходила 1131 газета на 24 языках.. издательская деятельность: 1913 издано 106 млн экземпляров книг. 1916 отмечено 50-летие просветительского издательства Сытина. Основные достижения культуры. Общественные науки: Ковалевский (работы в области права и социологии). История: Ключевский, Милюков, Покровский ( выдающиеся работы по истории). Философия: Бердяев, Булгаков, Розонов (развитие мировой философии). Технические науки: Циолковский (создатель теории ракетного двигателя, основоположник космонавтики), Жуковский, Сикорский (авиаконструктор), Павлов (автор идеи об условных рефлексах), Мечников (изучение деятельности головного мозга). Литература: Толстой, Чехов, Бунин, Брюсов, Есенин, Цветаева. Живопись: Репин (заседание госсовета), Серов. Нестеров, Шагал, передвижники. Скульптура: Андреев, Галубкина, Коненков. Театр: Мхат(1890 основан Станиславским и Немировичем-Данченко), Мариинский театр, Большой театр, тв-во Шаляпина. Музыка: Римский-Корсаков (золотой петушок), Скрябин, Стравинский (петрушка, жар-птица). ............ |