Развитие современного общества и системы образования предъявляют все более высокие требования к качеству подготовки выпускников вузов. Особую роль в повышении качества образования призвана сыграть его информатизация, понимаемая не как простое представление учебной информации в цифровом виде, а как создание образовательной среды вуза, подключенной к образовательному пространству и удовлетворяющей образовательные потребности современного студента.
Проектирование в сфере образования в основном базируется на понимании позиций, интересов, потребностей людей, участвующих в реализации проектов. Понимание другого человека предполагает проникновение в потребностно-мотивационную сферу при помощи механизмов идентификации (отождествлении) и рефлексии.
Цель самостоятельной проектировочной деятельности заключается в разработке проекта в семиотическом плане, на основе использования существующих знаний и представлений. Педагогическое проектирование в современной образовательной практике выступает организующим началом педагогической деятельности.
После определения целей проекта, разработчики работают над технологией осуществления проекта. Знание технологии достижения определенных целей дает возможность разработчику с высокой долей вероятности достичь желаемого результата в деятельности.
Педагогическое проектирование — это продуктивная деятельность, итогом которой является проект и программа его реализации в практику образования, а также результаты образовательного процесса, которые достигаются при реализации проекта.
Структурно-логическая схема образовательной среды по исследованиям Кречетников К. Г. состоит из целей, задач, принципов, требований, содержания, системы мотивов и организационно управляющих воздействий, а также имеет коммуникационную составляющую и критерии оценки эффективности проекта.
Педагогическое проектирование должно быть тесно связано с личностным развитием, то есть направлено на субъект педагогического процесса — на человека, его потребности в образовании, саморазвитии.
Сериковым В. В. предложены следующие закономерности педагогического проектирования личностно-ориентированного образования:
элементом проектирования в личностно- ориентированном обучении является «событие в жизни личности», составляющее его реальный жизненный опыт;
проектирование — совместная деятельность педагогов и обучающихся;
взаимодействие в учебном процессе является источником личностного опыта учащегося.
Процесс создания информационно-образовательной среды (ИОС) в техническом вузе включает в себя следующие этапы:
1) Определение целей и учебных задач ИОС.
На данном этапе определяются цели проектирования ИОС как педагогической системы.
Основной задачей на данном этапе — выбор способа организации учебного процесса с максимальным включением всех компонентов образовательной среды вуза.
Цели можно разделить на следующие группы:
Образовательные цели использования ИОС в процессе обучения — получение обучающимися определенных знаний, умений и навыков по своей специальности.
Информационные цели заключаются в формировании и развитии информационной культуры — умений и навыков в овладении способами и методами извлечения и анализа информации независимо от предметной области.
2. К личностно — развивающим целям относятся развитие навыков самостоятельной познавательной деятельности и развитие творческих способностей как при индивидуальной работе, так и в коллективе, способность к саморазвитию, самопознанию.
3. Анализ начального состояния образовательной среды включает в себя анализ программно- технического, информационного и личностного потенциала вуза.
Анализ программно-технического состояния — изучения состояния программно-технической базы вуза:
технические средства обучения;
компьютерные классы;
интернет-классы;
компьютерные сети;
лабораторные комплексы (как традиционные, так и виртуальные);
программное обеспечение общего и специального назначения;
обучающие комплексы по дисциплинам их состояние, возможность обновление, отражение междисциплинарных связей.
В рамках анализа информационного состояния рассматривается информационное наполнение предстоящего образовательного процесса:
информационные ресурсы, как в традиционной, так и в электронной форме, отражающие содержание дисциплин, в различных хранилищах;
дополнительные материалы по дисциплинам;
возможность обращения к другим информационным системам и мировым ресурсам, а также другие электронные библиотеки;
банки тестов и другие контрольно- измерительные материалы.
Личностный потенциал оценивается по следующим показателям:
информационная культура участников образовательного процесса, как обучающих, так и обучающихся;
начальный уровень знаний студентов;
навыки самостоятельной работы.
Выявляется начальный уровень подготовки студентов, их навыки работы с компьютерной техникой, умение работать самостоятельно и в группах, склонность к творчеству.
Выбор педагогических технологий, методов приемов, а также видов и форм контроля учебной деятельности.
На основе выполненного анализа начального состояния педагогической и информационной системы рассматривается целесообразность использования различных педагогических приемов, методов и технологий для реализации образовательного процесса.
Информационное наполнение.
Выполняется накопление содержательной информационной базы на основе пунктов 1 и 3. Оценивается возможность использования информационных ресурсов в предстоящем образовательном процессе, актуализируются междисциплинарные связи.
Определение функций. ............