Близнечные мифы - мифы о чудесных существах, представляемых в виде близнецов, часто выступающих в качестве родоначальников племени или культурных героев. Б.м. можно разделить на мифы о
близнецах-братьях (соперниках или позднее - союзниках),
близнецах - брате и сестре,
близнецах-андрогинах и
зооморфные Б.м.
В мифах о братьях-близнецах, характерных для дуалистических мифологий (в частности, индейцев Северной и Южной Америки и народов Океании), один из братьев связывается со всем хорошим или полезным, другой - со всем плохим или плохо сделанным. Между братьями-близнецами с самого их рождения начинается соперничество: в Б.м. североамериканского индейского племени кахуилла один из близнецов (Мукат, создавший людей и Луну) спорит за первенство с другим (Темайауитом), уходящим в подземный мир. В Б.м. ирокезов и гуронов Иоскеха - создатель Солнца и всего полезного на земле, а его младший брат-близнец Тавискарон - создатель скал, вредных животных, шипов и колючек, он вызвал первое землетрясение. Тавискарон противодействует всем благим начинаниям Иоскехи, и в результате братья вступают в единоборство, после которого раненый Тавискарон спасается в подземном мире, а Иоскеха после сражения с братом удаляется на небо.
В некоторых дуалистических Б.м. братья-близнецы не антагонистичны друг другу, а воплощают лишь два начала, каждое из которых соотнесено с одной из половин племени. Таковы Возлюбленные близнецы у североамериканского индейского племени зуни, которые разделили племя на фратрии - людей зимы и людей лета. Оба Возлюбленных близнеца выступают в роли культурных героев, которые выводят людей из пещеры на солнце и дают им орудия и оружие. В Б.м. этого типа близнецы часто дублируют функции друг друга, оба полезны, а не вредны для людей, оба заняты их лечением (ср. Ашвины). Однако в Б.м. этого типа, как правило, обнаруживаются следы более архаических представлений о взаимной вражде близнецов.
Миф о близнецах - брате и сестре, вступающих в кровосмесительный брак, известен в почти одинаковой форме во многих древних культурах (египетский миф об Осирисе и Исиде, древнеиндийский миф о Яме и Ями). В индоевропейской мифологии близнецы-братья, называемые "детьми (сыновьями) бога неба" (Диоскуры, Ашвины, литовские и латышские "сыновья бога"), ухаживают за своей сестрой - дочерью Солнца. В некоторых индоевропейских традициях след этого мифа остался в представлении о кровосмесительном браке нескольких братьев с их сестрой (у хеттов, древних ирландцев и индо-иранцев) или об инцесте брата и сестры (в "Ригведе").
Представления о браке двух (или нескольких) близнецов - брата и сестры - является одной из форм символизации в Б.м. объединения двух мифологических противоположностей. В африканских обрядах, связанных с Б.м. и культом близнецов, распространено раскрашивание каждой стороны лица и тела в разные цвета. В африканском мифе ньоро близнец Мпуга Рукиди с одной стороны был белым, а с другой - чёрным (ср. Б.м. у кахуилла, где чёрный цвет связан с одним близнецом, а белый - с другим). Двойной цвет Мпуга Рукиди совпадает с символикой белого и чёрного цветов в близнечных обрядах (смена тёмного и белого времени). Особенностью многих африканских Б.м. является совмещение обоих рядов мифологических противоположностей в одном мифологическом образе, который включает в себя оба члена (близнечные существа - двуполые существа). ............