Часть полного текста документа:Бородин Александр Порфирьевич (1834-1887) Профессор химии и академик военно-медицинской академии, доктор медицины и композитор. По мнению одних, в числе которых находится Лист, Бородина нужно считать одним из наиболее выдающихся европейских композиторов; по мнению других - он ученый большого таланта, принявший "худое" направление. Бородин напечатал 21 химическое исследование. Имя его в химии может быть поставлено наряду с именами наиболее крупных первоклассных ученых Западной Европы. Как общественный деятель, Бородин прежде всего выдвигается в так называемом "женском вопросе". В истории развития высшего женского образования в России имя Бородина должно, бесспорно, занимать одно из первых мест. Недаром на могилу его был возложен серебряный венок с надписью: "Основателю, охранителю, поборнику женских врачебных курсов, опоре и другу учащихся - от женщин-врачей десяти курсов 1872-1887 годов". Что касается музыкальных способностей, то Бородин проявил их в самом раннем детстве. Девяти лет от роду он сочинил польку "Helene", названную по имени одной взрослой особы, в которую мальчик не на шутку влюбился. В 13 лет Бородин сочинил концерт для флейты с фортепиано. Чтобы ознакомиться с камерной музыкой, Бородин брал уроки игры на виолончели, после чего сочинил небольшое трио для двух скрипок и виолончели на темы из оперы "Роберт-Диавол" Мейербера. Поступив в 1850 г. вольнослушателем в медико-хирургическую академию и занимаясь науками очень прилежно, Бородин не оставлял музыки; профессор химии Зинин, готовивший его в свои заместители, не раз упрекал его за увлечение сочинением романсов. К композиторским его опытам этого времени относятся: романс "Красавица рыбачка", струнное трио на популярную песню "Чем тебя я огорчила" и скерцо для фортепиано, где впервые обнаружился у Бородина русский стиль. Работая по окончании курса во втором военно-сухопутном госпитале, Бородин познакомился с Мусоргским, дежурившим в госпитале 17-летним офицером лейб-гвардии Преображенского полка; затем они свиделись снова у профессора академии С.А. Ивановского. Мусоргский был уже знаком с Балакиревым и другими молодыми композиторами. Получив заграничную командировку, Бородин соединил занятия химией с музыкальным творчеством. В Гейдельберге он познакомился с Екатериной Сергеевной Протопоповой, талантливой пианисткой; в 1863 г. она стала его женой. Высоко ценя композиторский талант мужа, она имела на его творчество самое благотворное влияние. Громадное значение имело для Бородина, по возвращении в СПб., знакомство с М.А. Балакиревым и его кружком. С тропы дилетантизма Бородин перешел на широкий путь композиторского мастерства. Первым произведением, где выразилась крупная индивидуальность Бородина, была его Первая симфония (Es-dur), законченная в 1867 г. В ней выступили ярко два главных элемента в творчестве Бородина - русский и восточный. Последний сказался у Бородина еще сильнее, характернее, богаче, чем у остальных членов новой русской школы. Первое исполнение симфонии (4 января 1869 г.) в симфоническом концерте Русского музыкального общества под управлением Балакирева было дебютом Бородина перед широкой публикой. Успех ободрил Бородина, и он тогда же принялся за 2-ю симфонию (h-moll), сочиняя в то же время и романсы. Глубоко поэтический романс "Спящая княжна" (1867) сразу обратил на себя внимание, затем следовали "Песня темного леса", "фальшивая нота", "Морская царевна ", "Море", "Отравой полны мои песни", "Из слез моих" и др. ............ |