Часть полного текста документа:Буддизм и искусство В искусство буддизм привнес совершенно определенные идеи: несовершение зла и насилия, которые в искусстве приобрели конкретно - образный характер. С древнейших времен существовал традиционный скульптурный образ тысячерукого Будды: Будда сидит на цветке лотоса, вокруг его головы и плеч вплетается тысяча глаз. Социальный смысл этого религиозного образа таков: Будда имеет тысячу глаз для того, чтобы видеть несправедливость, совершаемую на Земле. Из поколения в поколение, репродуцировался этот образ тысячерукого Будды, внушая верующему мысль о всесилии Будды и иллюзорности усилий человека, творящего добро, т. к. его усилия несоизмеримы с всесилием великого учителя. Так "нейтрализм" буддизма приобретал определенный социальный смысл, оправдывая неизменность социальных отношений. Большое социальное значение имела идея буддизма о смерти человека, которая не является просто уничтожением, но есть лишь переход к другой жизни. Религиозные и философско-идеалистические построения буддизма о будущем существовали силами необходимости размышления человека. Искусство нейтрализовало скептическое отношение раннего буддизма к человеческим чувствам, а в реформированном буддизме, идущим по пути махаллы, оно акцентировало внимание на человеческих чувствах. Фундаментальной идеей буддийской гносеологии является идея о нерасчлененности субъекта и объекта, человека и природы, материи и духа. Этот принцип неразличения безусловно, влиял на эстетические принципы буддизма, на его понимание и обьяснение природы искусства, его целей и функций. Буддизм как философия и религия должен был ответить на вопрос о доминирующем начале в нерасчлененном единстве. Буддизм утверждает абсолютное значение идеального, его существование вне материи и человека. В этом основательно проявляется влияние добуддийских представлений о существовании красоты. В "махабарахате" есть такие строки: "Исчезла душа - красота отлетела, уродливым стало бездушное тело". В философско-религиозной концепции буддизма не существует проблемы личного бытия человека. Буддизм как философско-религиозная концепция и как церковь в процессе своего исторического развития оказался в парадоксальном положении. Опираясь в своих изначальных формах на ведическую религию, а затем на брахамизм и индуизм, буддизм попытался изъять из религиозного сознания элементы эмоционально-образного отношения к миру, элементы эстетического и художественного, создав учение о страдании и нирване, придав ему широкий эмоционально аскетический характер. "Будда проповедовал полный отказ от обрядности и ритуалов, и все внимание уделял нравственным проблемам и дисциплине духа" - пишет один из исследователей индийской культуры Ч. Кабир. Исторически буддизм возникает как своеобразный орден странствующих монахов. Поэтому постепенно буддизм стал включать в себя различные мифы, сначала ведические, а затем создавать сказания и о самом Будде, его деяниях и восхождениях в нирвану. Реформированный буддизм создает ценностную и стройную систему искусств, которая должна на эмоционально - образном уровне подтвердить мистические идеи буддизма. ............ |