Нехвядович Л.И. Алтайский государственный университет Барнаул, Россия
Этноискусствознание как актуальное направление в современных гуманитарных науках
Согласно концепции, распространенной в постмодернистской теории искусства, будущее не в национальных школах, а в предельно творческом индивидуализме художника [1]. В этом контексте актуализируются вопросы взаимоотношения традиции и новации, общего и национально-особенного в искусстве этнических групп. Научные подходы к интерпретации этих явлений признают необходимость исследований в междисциплинарной зоне. Одним из перспективных направлений изучения таких важных аспектов современного искусства является этноискусствознание.
Определения этноискусствознания как научного направления в искусствоведческой литературе встречаются редко, и сформулированы они в самом общем виде. Приведем одно из таких определений, данное С.И. Вайнштейном: «В широком значении этноискусствознание изучает этническую специфику художественной культуры отдельных народов, народное (традиционно-бытовое) искусство различных этносов, его генезис, закономерности развития, происхождение, первобытное искусство, взаимосвязи народного искусства с профессиональным, а также отдельные виды искусства, его судьбы в современном индустриальном обществе, способы хранения и экспонирования произведений народного искусства в этнографических музеях, использование народного искусства как источника изучения этногенеза» [2]. В узком значении ученый характеризует этноискусствознание как область науки, которая изучает изобразительное народное искусство. Исходя их данного определения, этноискусствознание представляет собой междисциплинарное научное направление, сформированное на стыке этнографии и искусствознания.
При изучении этнической специфики художественной культуры отдельных народов этнографов и искусствоведов объединяет историко-генетический и стадиальный подходы, применение в своих исследованиях исторического, социологического, сравнительного, антропологического и культурологического методов. Объединяющим является и метод полевого исследования, предполагающий длительное пребывание исследователя в месте проживания изучаемого этноса. В то же время в работах искусствоведов и этнографов этого направления расставляются разные акценты. Так, искусствоведы большое внимание уделяют детальному и всестороннему изучению искусства каждого народа в отдельности; их интересует процесс и механизмы взаимодействия типов художественных культур, а в итоге – роль тех или иных этнокультурных традиций в формировании национальной специфики искусства этнических групп [3]. Внимание этнографов сосредотачивается на проблемах генезиса и динамике этнических образований, на ходе самих этнических процессов, протекающих в результате развития, межэтнических контактов и синтеза этих двух сторон [4]. Можно отметить различия и в источниковедческой базе этноискусствоведческих исследований искусствоведов и этнографов, но в целом, здесь наблюдается совпадение целей, методов и содержания исследований.
Истоки этноискусствоведческих знаний можно найти еще в трудах Аристотеля, Платона. Из мыслителей эпохи Возрождения флорентийский живописец и архитектор, автор «Жизнеописаний наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» Дж. ............