Бюджетный процесс
Краткая аннотация модуля
Результатом самостоятельной работы студентов должны стать:
Знания:
– о сущности и значении стадий бюджетного процесса;
– о полномочиях органов государственной власти и органов местного управления и самоуправления в области бюджетного процесса.
Умения:
– работать с юридической и экономической литературой, посвященной бюджетному процессу;
– ориентироваться в нормативно-правовой базе, регулирующих отношения бюджетного процесса.
Тематический план:
1. Составление проекта бюджета.
2. Рассмотрение и утверждение бюджета.
3. Исполнение бюджета.
4. Отчет и контроль за исполнением бюджета.
1. Составление проекта бюджета
Составление проектов республиканского и местных бюджетов на очередной финансовый год имеет легально-целевую установку определения объема денежных средств, необходимых для выполнения функций государственных органов Республики Беларусь, экономического и социального развития Республики Беларусь и соответствующих административно-территориальных единиц.].
Составление проекта бюджетов находится в исключительной компетенции Правительства Республики Беларусь и соответствующих местных исполнительных и распорядительных органов. Непосредственное составление проектов республиканского и местных бюджетов производится Министерством финансов Республики Беларусь и местными финансовыми органами. При этом составление проекта республиканского бюджета начинается не позднее чем за десять месяцев до начала очередного финансового года, а порядок и сроки составления проекта местного бюджета устанавливаются местными исполнительными и распорядительными органами.
Составлению проектов республиканского бюджета и местных бюджетов предшествует разработка прогнозов основных параметров экономического развития Республики Беларусь, параметров важнейших денежно-кредитных показателей Республики Беларусь и основных направлений бюджетно-финансовой и налоговой политики Республики Беларусь на очередной финансовый год, включая среднесрочную финансовую программу, а также других материалов, необходимых для составления проектов бюджетов.
Важное организационно-прогностическое значение для составления проектов бюджетов имеют среднесрочная финансовая программа (ст. 86 Бюджетного кодекса) и бюджетные программы (ст. 87 Бюджетного кодекса), которые позволяют в процессе разработки концептуальных документов четко определить социально-экономические ориентиры развития страны.
Среднесрочная бюджетная программа представляет собой документ, содержащий данные о возможностях бюджета по мобилизации доходов и стратегии приоритетных направлений расходов бюджета в пределах имеющихся ресурсов на среднесрочную перспективу.
Среднесрочная финансовая программа разрабатывается в целях: – информирования государственных органов о предполагаемых среднесрочных тенденциях развития бюджетно-налоговой сферы; – оценки финансовых последствий разрабатываемых реформ, программ, законов; – выявления необходимости и возможности осуществления в перспективе мер в области финансовой политики; – отслеживания долгосрочных тенденций и своевременного принятия соответствующих мер.
Среднесрочная финансовая программа разрабатывается на три года, из которых:
– первый год – год, на который составляется бюджет;
– следующие два года – плановый период, на протяжении которого прослеживаются реальные результаты заявленной финансовой политики.
Исходной базой для формирования среднесрочной финансовой программы является бюджет на текущий год. ............