Часть полного текста документа:Чеченский Махатма Ганди - эвлия Кунта-Хаджи и его учение Рассматривая суфизм необходимо иметь ввиду некоторые специфический атрибуты этого течения ислама: Мюрид - послушник, последователь. Тарикат - ( арабск. - дорога, путь) - путь к истине. А также период послушничества в роли мюрида при авторитетном старце. Зикр - радение у суфиев с целью добиться слияния с богом, по ходу которого выкрикиваются и распеваются молитвы, верующие кружатся и пританцовывают в религиозном экстазе. Книга В.Акаева "Шейх Кунта-Хаджи. Жизнь и учение" - вышла в г. Грозном в 1994 году. В ней автор так объясняет особенности ислама, который проповедовал Кунта-Хаджи: "...Суфийский тарикат способствовал распространению и укреплению ислама на Северном Кавказе в 19 веке, когда многие представители официального ислама перестали соблюдать нормы Корана и шариата, стали попирать права бедных в угоду местной эксплуататорам и царским чиновникам... Зикризм, будучи социальным движением и формой религиозной мысли, возник в конце Кавказской войны... Основатель зикризма шейх Кунта-Хаджи, чеченец из аула Илсхан-Юрт, появился на политической арене Чечни, когда уставший от непрерывной войны с царизмом народ нуждался в мирной передышке. Проповеди Кунта-Хаджи о мире, братстве, поддержке обездоленных, сирот соответствовали общему настроению, душевному состоянию народа. Главными в его проповедях были идеи непротивления злу насилием, отказа от военных действий против царизма, значительно превосходившего горцев по своей военной мощи, а также призывы к смирению. Кунта-Хаджи прекрасно понимал, что непримиримое сопротивление может привести чеченцев к полному уничтожению. Именно исходя из этого, он призывал горцев к прекращению кровопролития и переходу к мирному укладу жизни. Идеология зикризма противоречила идеологии газавата, требующего продолжения борьбы с противником до победного конца. Шамиль преследовал Кунта-Хаджи из-за его антигазаватских идей". Исторически спор имама Шамиля с Кунта-Хаджи завершился, как известно, тем, что вековое сопротивление горцев Северного Кавказа было сломлено. Но вопреки человеческой логике, Шамиль, породивший газават, стал почётным гостем российского царя и конец жизни провёл в священной для мусульман Мекке, а Кунта-Хаджи, проповедовавший смирение и мир, был арестован, отправлен в вечную ссылку в Новгородскую губернию, где и скончался в 1867 году. Политическую логику этой несправедливости автор книги о Кунта-Хаджи В.Акаев объясняет следующим образом: "... Успех в борьбе с социальным злом Кунта-Хаджи видел не в применении силы, а в нравственном самоочищении, возвышении, взаимной поддержке горцев, вечном поиске Бога... Кунта-Хаджи - не воин и не совершал военных подвигов... Его подвиги лежат в сфере духовной. Он признаёт одну единственную власть - власть Бога. Поэтому к Кунта-Хаджи не могло быть снисхождения со стороны сильных мира сего. Для царизма люди с мировоззрением Кунта-Хаджи были куда более опасны, чем Шамиль. Для царских властей Кунта-Хаджи - фанатик, преступник, смутьян, подбивающий людей служить не господам, а Богу. Поэтому в официальных царских документах он зачислялся "в политические преступники", "фанатики"..." Последователи Кунта-Хаджи не признают факт его смерти, считая, что он скрылся и явится вновь, полагая его мессией, преемником пророка. ............ |