Часть полного текста документа:Четыре модели бизнес-образования в России Владимир Викторович Годин, кандидат экономических наук, профессор, директор Института информационных систем управления, член совета и директората Российской ассоциации бизнес-образования. Обобщая мировую практику в области образования для бизнеса и менеджмента, можно выделить три модели: германскую ("квалифицированный руководитель"), американскую ("профессиональный менеджер") и "смешанную". Последняя наиболее характерна для стран, находящихся в состоянии более или менее затянувшегося процесса структурной перестройки образовательной системы в связи с возникновением новых требований. В России долгое время доминировала модель германского типа и лишь в 2000 г. после государственного признания программ МВА был конституционализирован переход к смешанной модели, де-факто существовавший у нас около 10 лет. На сегодня наша система управленческого образования включает высшее, дополнительное и последипломное (аспирантура) образование. В области высшего образования она построена по уровням: степень бакалавра (4 года), квалификация специалиста (5 лет), академическая степень магистра (6 лет). Существует большое количество специальностей экономического и управленческого профиля, которые обеспечивают подготовку людей к профессиональной деятельности в области бизнеса и менеджмента на научно-практическом (специалист) или научно-аналитическом (магистр) уровнях. Система дополнительного образования до самого последнего времени рассматривалась как нечто облегченное, вторичное по отношению к "настоящему" высшему образованию, все еще весьма популярному в народе, она была более прагматичной, по содержанию не особенно контролировалась государством и на деле не приводила к приобретению второй профессии (для этого существовало так называемое второе высшее образование) и к серьезному изменению карьеры специалистов. Лишь узаконение Постановлением Правительства России нового вида профессиональной переподготовки с присвоением квалификации (свыше 1000 академических часов) и введение с 1 июня 2000 г. нового вида диплома о дополнительном (к высшему) образовании означало создание реального образовательного пространства для применения американской модели формирования "профессиональных менеджеров" и приведение к определенному соответствию (по уровням) такого рода квалификации в области менеджмента и предпринимательства с традиционной квалификацией специалиста. Сегодня мы уже с полным основанием можем развивать бизнес-образование на основе "смешанной" модели подготовки управленческих кадров. Систематизируя нынешнюю российскую практику и сопоставляя ее с практикой зарубежной, целесообразно выделить четыре российских модели бизнес-образования. При этом можно говорить и о существовании вполне определенных аналогов между моделями российского и зарубежного бизнес-образования, что является вполне обнадеживающим. Модель I. Высшее образование (Undergraduate (basic) Education; Bachelor Graduate; Master of Science; Master of Art) Цель: Развитие личности, вывод на профессиональный уровень специалиста в конкретной области менеджмента. Назначение: Позволяет занять достойное место на рынке труда в сфере бизнеса и менеджмента. ............ |