Часть полного текста документа:Число и личность: Поджо Браччолини (Контент-анализ текстов "Книга о благородстве", "Спор о жадности" и "Речь на похоронах Леонардо Бруни" Н.В.Ревякиной, подвигнувшей меня в далеком 1987 году (в Иваново) на это езнадежное предприятие Итак, речь здесь пойдет об итальянском Возрождении. И конкретно: об одном из видных деятелей этой эпохи (имеется в виду п.п.XV ст.) Поджо ди Гуччо Браччолини - фигуре странной, противоречивой. Впрочем, биографию этого человека вы сможете узнать в другом месте. Здесь мы будем говорить о его личности. Причем, судить о ней станем ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО по содержанию дошедших до нас философских трактатов. А инструментом в этом непростом деле нам послужат математические, или, иначе говоря, квантивикационные методы (от англ. - количество). Насколько нам известно, так (таким способом) как это делается в этой работе, феномен личность еще никто не исследовал. Поэтому особое внимание в нашем исследовании будет уделено методологическим проблемам. Прежде всего, несколько слов о методике и методологии исследования. То, чем сегодня мы будем заниматься - предмет нашего исследования - часто называют словом "ментальность". На самом деле, существует бесконечное множество определений этого термина. И мы воспользуемся одним из них. А именно: "ментальность" у нас будет означать совокупность представлений, воззрений, "чувствований" общности людей определенной эпохи, географической области и социальной среды, особый психический уклад общества, влияющий на исторические и социальные процессы. В русском языке словом "ментальность" определяют сразу два понятия: ментальность групповую и индивидуальную. Как мы договорились с самого начала, при исследовании творчества Браччолини нас будет интересовать то обстоятельство, каким образом групповая ментальность "преломлялась" в его личности. Чтобы подчеркнуть этот смысловой оттенок, в дальнейшем предмет нашего исследования мы обозначим термином "менталитет"i[i] и исследовать в менталитете будем только то, что поддается изучению формальными методами, или - иначе говоря - то, что, являясь, быть может, проявлениями (феноменами) эмоциональности, духовности, мировоззрения человека актуализировалось в тексте через его рациональную компоненту. - Немножко сложно, правда? Ничего дальше будет проще! Продолжим. Поджо Браччолини жил в далеком пятнадцатом веке. Это была переломная эпоха, когда давно устоявшиеся понятия, такие как "честь", "благородство", "знатность" обретали новый смысл. И этот смысл, между прочим, весьма отличался не только от того, каковым он был во времена Средневековья, но и от того, который эти слова, имеют в нынешнее время. Как же разобраться в чем, на самом деле, говорил средневековый итальянец Браччолини, высказываясь, например, о "человеческом достоинстве"? А вдруг мы "припишем" его словам то значение, которое он вовсе не имел в виду? Признаться честно, я долго думал над этой проблемой. И однажды нашел замечательное высказывание М.М. Бахтина: "Мы ставим чужой культуре новые вопросы, каких она сама себе не ставила, мы ищем в ней ответа на эти наши вопросы, и чужая культура отвечает нам, открывая перед нами новые свои стороны, новые смысловые глубины. ............ |