МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА И ПРАВА
Кафедра экономики и управления
КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ
по курсу "Русский язык и культура речи"
студента 1 курса 5 вариант
Ф. И.О. студента:
Преподаватель:
Москва 2010 г.
Задание 1. Дайте развернутый ответ на вопрос: "Что такое чистота речи?"
Чистота речи обеспечивается исключением языковых элементов, чуждых литературному языку, а также отвергаемых нормами нравственности. Чистота речи предполагает последовательное соблюдение стилистических и этических норм.
Необходимость внимательного отношения к чистоте речи в языке средств массовой информации объясняется тем огромным влиянием, которое оказывает печатное, и тем более произнесённое с телеэкрана слово на массовую аудиторию. Публицистическая речь формирует речевую культуру всего общества.
Неточное восприятие аудиторией употребляемых в средствах массовой информации слов может порождать в общественном сознании искажённые представления об окружающей экономической и политической реальности. Неточность понимания делает невозможным разумный диалог в обществе. Такая ситуация требует от тех, кто обращается к широкой общественности, позаботиться о понятности своей речи.
В речи воспитанного человека не должно быть следующих групп слов.
1) Диалектизмы - слова диалектов, которые известны только немногим людям, проживающим на данной территории: зелье, намеднись, приключилось, запужала, земля пахать, картошка сажать, к сестры, у вдове и т.д.
2) Жаргонизмы - слова искусственного языка, понятного лишь определенному кругу людей, связанных между собой общими целями и интересами. Возникают в замкнутых группах (учащиеся, студенты, армия). Жаргонизмы - это искусственные слова, все они имеют синонимы в литературном языке: бабки = деньги, клевый = хороший, шузы = ботинки, тачка = такси и т.д.
3) Канцеляризмы - слова и обороты, взятые из официально-делового стиля и перенесенные в другие стили (разговорный, публицистический, художественный). В официально-деловом стиле есть готовые обороты, которые помогают облегчить деловое общение: человеку не нужно всякий раз изобретать, придумывать форму документа - он берет уже имеющиеся "заготовки" и использует их: "прийти к соглашению", "во избежание", "за неимением", "ввиду отсутствия", "учитывать вышеизложенное" и др. Если эти слова попадают в разговорную речь, публицистический стиль, художественное произведение - они становятся сорняками. Яркие примеры неуместного употребления канцеляризмов приводит К.И. Чуковский:
Ты по какому вопросу плачешь? - проявил участие молодой мужчина, обращаясь к пятилетней девочке.
У нас в поселке очень красиво, сразу за домами - зеленый массив. В зеленом массиве много грибов, - сказала дама, желая щегольнуть "культурностью" своего языка.
Человек, желающий высказаться “покультурнее”, не решается назвать шапку шапкой, а пиджак пиджаком. И произносит вместо этого “головной убор” и “верхняя одежда”. Людям, лишенным чувства стиля, с неразвитым языковым чутьем, кажется, что "головной убор", "зеленый массив", "конфликтовать", "аннулировать" - эти слова лучше, красивее, чем обычные "лес", "шапка", "невыгодно", "не знаю". ............