Часть полного текста документа:Что дает человеку речь Смирнова Е. О. Наверное, самое важное и впечатляющее событие в развитии детей раннего возраста - это овладение речью. С каким нетерпением обычно ждут родители появления первых слов ребенка! Как хочется, чтобы это маленькое, жизнерадостное существо скорее стало говорящим, и понимающим! Ребенок, научившийся говорить, уже становится полноценным человеком, с которым можно нормально общаться. Но речь - это не только возможность разговаривать. Овладение речью производит целую революцию во внутренней, психической жизни малыша. Это событие перестраивает все психические процессы - и восприятие окружающего (оно становится осмысленным и осознанным), и мышление, которое становится речевым, и чувства, и желания, которые теперь могут быть выражены в словах. Речь позволяет ребенку управлять своим поведением, думать и фантазировать, строить воображаемые ситуации и осознавать свое поведение. Именно овладение речью дает мощный толчок для интенсивного развития не только общения, но и всех сторон психики ребенка. Столь магическим действием речь обладает в силу того, что она освобождает ребенка от ситуативной связанности. Зависимость от окружающих вещей постепенно слабеет, и маленький человек начинает строить свой достаточно устойчивый и уникальный внутренний мир. В этом внутреннем мире живут его представления, оценки, планы, воспоминания, стремления, намерения, стихи, песенки сказки и многое другое. И все это существует в форме слов, высказываний, предложений. Именно речь позволяет малышу приобщиться к человеческой культуре, а значит стать человеком. Но разве нельзя думать и воображать без слов? Ведь у человека есть множество средств, чтобы передать свои чувства и желания, отношения. Это и улыбки, и крики, и жесты и разнообразная мимика. Неужели нельзя полноценно жить и общаться, не разговаривая? А как же люди, лишенные слуха (глухонемые)? Дело в том, что речь - это не только слова, произнесенные в слух. Это прежде всего сознание человека, которое существует только на основе языка. В отличие от любого другого сигнала (мимики, крика, вокализации и пр.) слово - это знак, которые всегда несет общечеловеческое значение. Для того, чтобы передать какое-то содержание другому, нет иного пути, кроме отнесения этого содержания к общему и известному для всех людей (конечно, в рамках данного языка и данной культуры) классу предметов или явлений. Когда малыш называет какой-то предмет (например, мячик) словом, он уверен, что для всех окружающих взрослых этот предмет имеет тоже название, что все мы вместе знаем (со-знаем), что данная вещь является именно мячиком. При этом не так уж важно какого размера и цвета этот мячик, а важно что это игрушка, которую нужно катать или бросать, поэтому данный предмет смело можно отнести к разряду мячиков. Обозначая любой предмет словом, ребенок относит его к определенной группе предметов, а из этого уже следует, что он осуществляет обобщение. Даже самое первое и простое слово ребенка это уже не просто звук, но и обобщение, т.е. работа мысли. При чем такое обобщение осуществляется не на основе случайных воспринимаемых признаков, а на основе общечеловеческого, культурного опыта. Чашка, стол или часы могут быть совершенно разной величины, цвета или формы, и хотя эти признаки наиболее очевидны и казалось бы бросаются в глаза, они не играют никакой роли для определения и обозначения этих предметов, для отнесения их к конкретным группам. ............ |