Часть полного текста документа:Декарт. "Страсти души" Тело непосредственно связано с душой. К познанию наших страстей можно подойти только исследуя различия между телом и душой. Мысли принадлежат душе, а все тепло и движения - телу. Все движения зависят от мышц, которые расположены друг против друга, что когда одна сокращается, то другая притягивает ту част тела, с которой соединена и заставляет одновременно удлиняться противоположную ей. Все эти движения зависят от нервов - маленьких трубочек, идущих от мозга и содержащие подобно ему некий воздух - животный дух . Пока мы живы в нашем теле имеется теплота - вид огня, поддерживаемого венозной кровью - телесное начало всех наших движений. Наиболее подвижные и легкие частицы крови непрерывно поступают в полости мозга - они то и образуют животные духи. Сокращение мышц происходит благодаря тому, что в мышцу поступает большее кол-во духов. В каждой мышце имеются небольшие отверстия, через которые духи могут перейти из одной мышцы в другую. Духи могут состоять из разных в-в, отчего меняется скорость их движения. Все выше перечисленное относилось к телу. Душе же принадлежат только мысли. Они бывают двух типов: одни являются действиями души (желания), другие ее страстями (все виды встречающихся у нас восприятий и знаний). Восприятия, относимые только к душе - это такие, действие которых чувствуется как бы в душе и ближайшая причина которых неизвестна. Страсти души - восприятия или душевные движения которые относятся в особенности к ней и которые вызываются движениями духов. Душа связана со всем телом. Но в мозге имеется небольшая железа, в которой душа более, чем в прочих частях тела, осуществляет свою деятельность. Она расположена над проходом, через который духи передних ее полостей сообщаются с духами задних. Местопребывания страстей - не в сердце. Главное действие страстей - побуждение и настойка души человека, желать того, к чему эти страсти подготавливают его тело (страх - желание бежать). Шесть только первичных страстей: удивление, любовь, ненависть, желание, радость, печаль. Все остальные - их роды. К ним относятся: уважение и пренебрежение - они являются родами удивления, ибо когда мы не удивляемся величию или наоборот. великодушие - связано с понимание того, что человеку принадлежит право распоряжаться только своими желаниями и что хвала и порицание зависят только от того, хорошо или плохо он пользуется этим правом. Добродетельное смирение - размышляя о своих ошибках человек понимает, что они не меньше ошибок других и поэтому нельзя ставить себя выше других. порочное смирение - человек чувствует слабость или нерешительность и не может воспользоваться в полной мере своей свободой, не может удержаться от поступков, которые он знает вызовут у него впоследствии раскаяние. благоговение - склонность уважать не только предмет почитания, но и подчиняться ему и с известным опасением пытаться снискать себе его благосклонность. ему противоположно презрение - склонность души пренебрегать свободной причиной. надежда - склонность души убеждать себя в том, что желаемое сбудется. ревность - вид страха, связанный с желанием обладать каким-либо благом. Оно основывается на силе доводов и на высокой оценке этого предмета. Жалость - вид печали, смешанный с любовью или доброжелательностью к тем, кто переживает какие-нибудь незаслуженное горе. ............ |