Деловая журналистика в России: функциональный аспект, этапы становления, современное состояние
Делова́я журнали́стика — профессиональный жанр, в котором журналисты отслеживают, собирают, записывают и анализируют информацию, имеющую отношение к финансам и бизнесу, что даёт возможность представителям властей и деловых кругов обсуждать насущные вопросы. И тематически, и по приёмам деловая пресса позиционирована как антипод такому направлению журналистики как жёлтая пресса. Бизнес- журналисты призваны обеспечивать информационные потребности предпринимательства, печатая материалы. с целью создания информационного поля, способствующего развитию бизнеса. Минусом является заметное расхождение интересов читательской аудитории и интересов издателей.
Учитываются три группы факторов:
1) объектно-предметные наполнение (все сферы общественной и частной жизни «в формате реализации в этих сферах отношений по поводу производства, распределения, обмена и потребления факторов производства. Стоимостей, предметов производственного и непроизводственного потребления (товаров и услуг)»;
2) методы, то есть подходы к подаче информации, когда базисным субъектом выступает аудитория, вторичным — работник СМИ;
3) характер аудиторий, с которыми пресса реализует коммуникативные отношения, т. н. homo economicus (условное понятие, представление о читателе как рационально мыслящем субъекте, строящем свои планы по принципа извлечения прибыли)
В России жанр оформился много позднее, что постулировало недостатки, которые отмечали даже отечественные эксперты
Период с 1991 по 1996 годы принято считать временем становления системы деловых журналов в нашей стране: появляются деловые журнальные издания — «КоммерсантЪ Weekly», «Профиль» и «Эксперт». Тогда же происходит активное развитие отраслевых и становление корпоративных деловых журналов. К концу XX века формируется разветвлённая система деловой периодики: процессы, сходные с теми, что происходили в стране в начале века.
Профессия аналитика деловой периодики — одна из самых дефицитных в отрасли , хотя и считается скучной . Самым известным российским представителем описываемого жанра был Пол Хлебников, первый главный редактор российской версии журнала «Форбс».
Наиболее влиятельные игроки на отечественном рынке деловой прессы: ИД Ъ (который создал Владимир Яковлев и Издательский дом Родионова (деловую группу которого возглавлял Евгений Ю. Додолев.
Понятие деловая коммуникация
Деловая коммуникация — является самым массовым видом общения людей в социуме (обществе).
Культура деловой коммуникации содействует установлению и развитию отношений сотрудничества и партнерства между коллегами, руководителями и подчиненными, партнерами и конкурентами, во многом определяя их (отношений) эффективность: будут ли эти отношения успешно реализовываться в интересах партнеров или же станут малосодержательными, неэффективными, а то и совсем прекратятся, если партнеры не найдут взаимопонимания.
Специфической особенностью деловой коммуникации является её регламентированность, т. е. подчиненность установленным правилам и ограничениям.
Эти правила определяются типом делового общения, формой, степенью официальности, конкретными целями и задачами, которые стоят перед общающимися, а также национально-культурными традициями и общественными нормами поведения.
В зависимости от различных признаков деловая коммуникация делится на:
устную — письменную (с точки зрения формы речи);диалогическую — монологическую (с точки зрения однонаправленности/ двунаправленности речи между говорящим и слушающим);
межличностную — публичную (с точки зрения количества участников);
непосредственную — опосредованную (с точки зрения отсутствия / наличия опосредующего аппарата);контактную — дистантную (с точки зрения положения коммуникантов в пространстве).
Деловая коммуникация существует в двух формах: письменной и устной.
Письменная деловая речь, в которой реализуются диалогические отношения, представлена всеми видами деловых писем, документами, фиксирующими социально-правовые отношения — контрактами (договорами), соглашениями и всеми типами сопутствующих документов.
Устная деловая речь, в которой реализуется диалогические отношения, представлена жанрами деловых переговоров, встреч, консультаций и т. п.
Однако деловая коммуникация может трактоваться и в более узком смысле — как деятельность, предполагающая достижение определенных интересов, целей в профессиональной сфере бизнеса.
Деловая коммуникация всегда возникает в определенном контексте и оказывается зависимой от него. ............