Роджер де Век
Говорят, что средства массовой информации превратились в четвертую власть наряду с парламентом, правительством и органами юстиции. Эта последовательность не соответствует действительности, так как четвертой или даже первой властью сегодня стала экономика. Однако и средства массовой информации, которые являются частью экономики, становятся более могущественными и влиятельными. Они много критикуют и сами подвергаются острой критике, как например, сейчас критикуют их роль в скандале вокруг ХДС и в аферах СДПГ. Если они хотят остаться правдоподобными, они должны видеть собственные недостатки не менее отчетливо, чем у политики и экономики, ведь в новом десятилетии они будут оказывать еще большее воздействие, чем прежде: например, миллениум - это событие, созданное самими средствами массовой информации.
Что такое средства массовой информации? Расплывчатое понятие, которое не совпадает с понятием "журналистика". Эта отрасль ищет не средства для выражения содержания, а содержание для средств выражения - она нуждается в content provider, что на жаргоне специалистов означает "поставщики информации", среди которых - масса специалистов из области маркетинга.
Все модные, туристические, компьютерные или автомобильные журналы являются лишь "условно независимыми" изданиями. Они крайне редко критикуют продукцию фирм, благодаря которым они могут публиковать рекламные объявления, зато они систематически помещают про них хвалебные статьи. Такие издания занимаются скорее маркетингом, а не журналистикой, и это известно.
Но немногим известно, что часть средств информации, занимающаяся прославлением звезд, подчиняется странным законам. Импресарио мировых знаменитостей заранее обговаривают, какие вопросы журналистам не разрешается задавать, иначе интервью просто прервут. Они решают также, какие фотографии их клиентов можно публиковать. Многие редакции подчиняются и прогибаются в этой гонке за знаменитостями.
Возникает особый вид журналистики, который не отражает действительность, а инсценирует ее или охотно допускает ее инсценировку во всех областях - от поп-музыки до политики. Показательным был съезд СДПГ в 1998 году: даже критика средств информации в адрес извращенно-совершенной инсценировки форума была частью этой инсценировки. Партии удалось отвлечь внимание общественности от главного, скрыть отсутствие у нее идей. "Дивертисмент", - скажет француз, что означает, как отвлечение, так и развлечение.
Хороший журналист одновременно информативен и интересен: любовь к чтению и стремление к знаниям дополняют друг друга. Любопытство -это страсть, драматизм - страстное желание, которые жаждали слова и картины уже задолго до появления прессы. Однако сейчас процветает журналистика нулевой информации. Так как сейчас существует больше средств информации, чем самой информации. Это приводит к двум последствиям: с одной стороны, ведется ожесточенная борьба за распределение информации, а с другой стороны, - многие СМИ создают искусственную информацию: эра журналистики искусственного содержания.
Жажда содержания, сравнимая с жаждой очередной дозы наркотика, приводит к драматизации пустяков. Общество средств массовой информации превращает пустяк в важное событие, а важное событие - в пустяк. ............