Часть полного текста документа:Деникин А.И., о нем Ярослав Бутаков, Люберцы Ахиллесовой пятой Белой идеи был не яркий, жертвенный русский патриотизм, ей присущий. И не рыцарская преданность союзническим обязательствам. И, тем более, не стремление объединить под общим внепартийным знаменем возможно больше национальных сил, что было возможно только без преждевременных споров по вопросу о будущей форме правления... Рыцарь "Единой и неделимой" (К перезахоронению праха А.И. Деникина) "Среднего роста, плотный, несколько расположенный к полноте,... генерал Деникин производил впечатление вдумчивого, твёрдого, кряжистого, чисто русского человека. Он имел репутацию честного солдата, храброго, способного и обладавшего большой военной эрудицией начальника. Его имя стало особенно популярным со времени нашей смуты, когда... он независимо, смело и твёрдо подымал голос свой на защиту чести и достоинства родной армии и русского офицерства" [i] . Так писал о нём генерал П.Н. Врангель, соратник и, одновременно, соперник, приложивший немало усилий к тому, чтобы заменить Деникина на посту Главнокомандующего Вооружённых сил на юге России, резко отзывавшийся о политике Деникина как во время их борьбы за власть, так и после, в эмиграции. "Впечатление, которое я получил от первого свидания с генералом Деникиным..., было впечатление неотразимого обаяния... Ничего величественного. Ничего демонического... Прямо пленительна застенчивая суровость его неловких, как будто связанных, манер, и прямой, упрямый взгляд, разрешающийся добродушной улыбкой и заразительным смешком. Говорят, что по первому впечатлению можно судить о призвании человека. В генерале Деникине я увидел не Наполеона, не героя, не вождя, но просто честного, стойкого и доблестного человека, одного из тех "добрых" русских людей, которые, если верить Ключевскому, вывели Россию из Смутного времени" [ii]. Это впечатление К.Н. Соколова, будущего "министра пропаганды" в Особом совещании - правительстве Деникина. Вместе с адмиралом А.В. Колчаком генерал Деникин стал главным олицетворением, знаковой персонификацией Белого дела. Другие локальные вожди Белого движения масштабом всё-таки уступают этим двум фигурам, имевшим подлинно общенациональное значение не только как символы, но и как реальные политические альтернативы, в качестве лидеров страны, вождям большевизма. Альтернативы, обладавшие шансами воплотиться в историческую действительность. Часто повторяют, что история не терпит сослагательного наклонения. Но в отношении тех моментов истории, которые кажутся ключевыми, узловыми, рассмотрение альтернативных сценариев неосуществившегося прошлого (и, соответственно, настоящего) напрашивается само собой. И в этом нет ничего "антиисторического". Как писал В.О. Ключевский, "явления человеческого общежития регулируются законом достаточного основания, допускающим ход дел и так, и этак, и по-третьему, то есть случайно" [iii] . Революция 1917 года и Гражданская война принадлежат к числу таких узловых моментов русской истории. В них на первый план выступают личности. Кажется, что всё произошедшее в подобные периоды времени полностью детерминировано верными или неверными шагами немногих человеческих единиц, кого судьба возвела в лидеры политических режимов. ............ |