Часть полного текста документа:Исторический анализ понятия "детство" Сегодня любой образованный человек на вопрос о том, что такое детство, ответит, что детство -- это период усиленного развития,изменения и обучения. Но только ученые понимают, что это период парадоксов и противоречий, без которых невозможно представить себе процесс развития. Опарадоксах детского развития писали В. Штерн, Ж. Пиаже, И. А. Соколянский и многие другие. Д. Б. Эльконин говорил, что парадоксы в детской психологии --это загадки развития, которые ученым еще предстоит разгадать. Свои лекции в Московском университете Д. Б. Эльконин неизменно начинал с характеристики двух основных парадоксов детскогоразвития, заключающих в себе необходимость исторического подхода к пониманию детства. Рассмотрим их. Человек, появляясь на свет, наделен лишь самыми элементарными механизмами для поддержания жизни. По физическому строению,организации нервной системы, по типам деятельности и способам ее регуляции человек -- наиболее совершенное существо в природе. Однако по состоянию в момент рождения в эволюционном ряду заметно падение совершенства -- у ребенка отсутствуюткакие-либо готовые формы поведения. Как правило, чем выше стоит живое существо в ряду животных, тем дольше длится его детство, тем беспомощнее это существопри рождении. Таков один из парадоксов природы, который предопределяет историю детства. В ходе истории непрерывно росло обогащение материальной и духовной культуры человечества. За тысячелетия человеческий опыт увеличилсяво много тысяч раз. Но за это же время новорожденный ребенок практически не изменился. Опираясь на данные антропологов об анатомо-морфологическом сходствекроманьонца и современного европейца, можно предположить, что новорожденный современного человека ни в чем существенном не отличается от новорожденного,жившего десятки тысяч лет назад. Как же получается, что при сходных природных предпосылках уровень психического развития, который достигает ребенок на каждомисторическом этапе развития общества, не одинаковый? Детство -- период, продолжающийся от новорожденности до полной социальной и, следовательно, психологическойзрелости; это период становления ребенка полноценным членом человеческого общества. При этом продолжительность детства в первобытном обществе не равнапродолжительности детства в эпоху средневековья или в наши дни. Этапы детства человека -- продукт истории, и они столь же подвержены изменению, как и тысячилет назад. Поэтому нельзя изучать детство ребенка и законы его становления вне развития человеческого общества и законов, определяющих его развитие.Продолжительность детства находится в прямой зависимости от уровня материальной и духовной культуры общества. Как известно, теория познания и диалектика должны складываться из истории отдельных наук, истории умственного развития ребенка,детенышей животных, истории языка. Заостряя внимание именно на истории умственного развития ребенка, следует отличать ее как от развития ребенка вонтогенезе, так и от неравномерного развития детей в различных современных культурах. Проблема истории детства -- одна из наиболее трудных в современной детской психологии, так как в этой области невозможнопроводить ни наблюдение, ни эксперимент. Этнографам хорошо известно, что памятники культуры, имеющие отношение к детям, бедны. ............ |