МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
АДЫГЕЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
кафедра изобразительного искусства
Курсовая работа
Деятельность художников-педагогов начала ХХ века
г. Майкоп
2010г.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава I. Методы обучения рисованию в кон. 19 в.- нач. 20в.
1.1 Спор между представителями геометрального и натурального методов преподавания
1.2 Пассивность Академии художеств в вопросах искусства и методов его преподавания
1.3 Методика «свободного воспитания»
Глава II. Художники-педагоги начала 20 века
2.1 Циоглинский Я.Ф.
2.2 Кардовский Д.Н.
2.3 Савинский В.Е.
Заключение
Список литературы
Введение
Целью нашей работы является знакомство с педагогической деятельностью замечательных педагогов-художников, работавших в начале 20 столетияВ начале, прежде чем говорить о таких художниках-педагогах как Циоглинский, Кардовский, Савинский, мы бы хотели провести обзор тех явлений в педагогике изобразительного искусства, которые происходили в начале 20 века. Задачи данной работы, первая - это понять и оценить тот вклад в методику преподавания изобразительного искусства, который внесли эти выдающиеся педагоги, вторая – это рассмотреть методику данных педагогов-художников третья проанализировать принципы, которыми руководствовались эти педагоги в своей работе с молодыми художниками.
Начало XX века открывает новую страницу в истории развития методов преподавания рисования. В этот период появляются самые различные взгляды на искусство, на школу, на формы и методы преподавания. Многие из них таили в себе реакционные идеи, пропагандировали «искусство ради искусства», недооценивали значение школы как учебного заведения. В этот период на методику преподавания рисования в общеобразовательных школах начинают оказывать влияние различные буржуазные и мелкобуржуазные педагогические теории западноевропейских и американских ученых. Широкое распространение получает теория «свободного воспитания», основанная на концепциях биогенетизма.
Педагогические идеи, принципы и методы, разработанные И.П. Крамским и П.П.Чистяковым, не получили претворения в жизнь. Методика преподавания рисунка, живописи, композиции уже стала меньше интересовать учителей общеобразовательных школ. На первое место стали выдвигаться общие вопросы эстетического воспитания детей, проблемы детского творчества и детской психологии.
Глава I. Методы обучения рисованию в кон. 19 в.- нач. 20в.
1.1 Спор между представителями геометрального и натурального методов преподавания.
Метод обучения рисованию А.П.Сапожникова, названный «геометральным, скучным и далеким от запросов детей», стали считать непригодным для общеобразовательных школ. Геометральный метод преподавания рекомендовалось изъять из употребления и перейти на «свободное воспитание». Обучение изобразительной грамоте отвергалось, предлагалось лишь ознакомить детей с «приемами рисования». ............