СОДЕРЖАНИЕ
1 Система работы с дезадаптированными детьми и подростками
1.1 Задачи учреждений для дезадаптированных детей
1.2 Приюты для дезадаптированных детей и подростков
1.3 Создание семейных (воспитательных) групп
1.4 Социально-реабилитационный центр для дезадаптированных детей
2 Проблемы молодежи и государственная молодежная политика
2.1 Цели государственной молодежной политики
2.2 Основные направлениям осуществления государственной молодежной политики
СПИСОК ЛитературЫ
1 Система работы с дезадаптированными детьми и подростками
Поскольку социальная адаптация — это включение индивида или группы в социальную среду, приспособление их к соответствующим правилам, системе норм и ценностей, практике и культуре организации, то социальная дезадаптация подростков — это нарушение процесса социального развития, социализации индивида. Признаки социальной дезадаптации — нарушение норм морали и права, асоциальные формы поведения и деформация системы ценностных ориентации, утрата социальных связей с семьей и школой, резкое ухудшение нервно-психического здоровья, увеличение ранней подростковой алкоголизации, склонность к суициду.
В исследовательской литературе перечисляется несколько факторов, влияющих на процесс дезадаптации подростков:
- наследственность (психофизическая, социальная, социокультурная);
- психолого-педагогический фактор (дефекты школьного и семейного воспитания);
- социальный фактор (социальные и социально-экономические условия функционирования общества);
- социальная деятельность самого индивида, т.е. активно-избирательное отношение к нормам и ценностям своего окружения, его воздействию, а также личные ценностные ориентации и способность к саморегулированию своего окружения.
В исследовании природы дезадаптации особое внимание уделяется соотношению биологического и социального в поведении индивида. Наиболее обоснована теоретически и подтверждена практически в первую очередь социальная обусловленность социальных отклонений, что отнюдь не исключает влияния индивидуальных свойств личности, которые так или иначе отражаются на процессе социализации. Дезадаптация может быть связана с половозрастными особенностями детей и подростков.
К сожалению, современное состояние российского общества не только не способствует разрешению проблемы дезадаптации детей и подростков, но, наоборот, обостряет ее. За последние годы социально-экономические причины, обусловливающие рост числа несовершеннолетних, поведение которых является девиантным, не только не исчезли, а, наоборот, получили дальнейшее развитие. Социальное неблагополучие проявляется в распаде семейных и родственных связей, безнадзорности и бродяжничестве детей, совершении ими антиобщественных поступков и правонарушений, пьянстве и наркомании. Ранняя социальная дезадаптация приводит к формированию поколения, не умеющего трудиться, создавать семью. Можно выделить ряд следующих социально-экономических, политических и духовно-нравственных факторов, так или иначе влияющих на увеличение количества социально дезадаптированных подростков:
- чрезмерная коммерциализация общества;
- распад целого ряда социальных институтов, ранее работающих на детство;
социально-экономических условий функционирования семьи (низкий материальный уровень, плохие жилищные условия);
- сложное экономическое нравственное положение, в котором оказалось большинство семей;
- криминализация общества, возрастающее влияние культа силы;
- потеря престижа образования и честного заработка.
Эти и многие другие факторы привели к переоценке жизненных ценностей, возникновению нового идеала — так называемого «нового русского», обладающего огромными доходами, но зачастую не имеющего образования, достигшего богатства социально не одобряемыми способами. ............