Содержание
Введение 2
1. Диалектика педагогических теорий и практик в их историческом
развитии_ 3
1.1 Диалектика воспитания как особой формы человеческой деятельности. 3
1.2 Диалектика систем, процессов и методов воспитания 4
1.3 Историческая практика и теории закрытых общественных систем воспитания 5
2. Принципы диалектической системы воспитания и образования 7
Заключение 18
Список литературы_ 19
Введение Диалектическая педагогика как наука о совершенствовании индивида есть практический результат диалектического развития педагогической мысли, имеющей целью поиски совершенной системы воспитания и образования личности. Новое здесь только ДИАЛЕКТИКА, и она в том, чтобы в воспитательно-образовательной деятельности сознательно применить принцип Диалектики. В конечном счете, Диалектика всегда была основой и сущностью человеческой деятельности, в том числе – воспитания, но проявляла себя как внешний результат, а не внутреннее осознание.
1. Диалектика педагогических теорий и практик в их историческом развитии 1.1 Диалектика воспитания как особой формы человеческой деятельности С целью систематизации изложения согласимся с известной периодизацией истории развития человеческого общества: первобытная община (матриархат, патриархат) – рабовладельческое общество – феодальное общество – индустриальное общество (капитализм, социализм).
В первобытной общине не была выделена отдельно воспитательная деятельность, дети перенимали обычаи, традиции, веру, опыт и знания от взрослых в процессе жизнедеятельности общины путем наблюдения, общения и личного участия. Таким образом, сама жизнь была естественным воспитателем ребенка, и, главное, эта жизнь и далее не выходила за рамки жизнедеятельности общины. Образно говоря, община периода матриархата являлась «большой семьей». В этом процессе естественного воспитания дети получали все необходимое для продолжения своей взрослой жизни в общине.
В условиях все усиливающейся дифференциации жизнедеятельности общества, при переходе к патриархальному роду, принцип «воспитание жизнью» не мог полностью обеспечить должного воспитания в условиях, образно говоря, «малой семьи».
Окончательное отделение воспитательной деятельности от общечеловеческой деятельности произошло в условиях рабовладельческого общества, в связи с дальнейшим ограничением принципа воспитания жизнью в рамках перехода от «малой семьи» к моногамной семье. Все большее расслоение, дифференциация человеческой деятельности, появление зачатков наук вызвали насущную необходимость дополнить семейное воспитание, основанное на принципе «воспитание жизнью», специальной подготовкой, основанной на принципе «целенаправленного воспитания», к практической жизни в обществе.
1.2 Диалектика систем, процессов и методов воспитания Диалектика систем воспитания в достаточной мере обнаруживает себя по четырем линиям развития диалектических противоположностей: общественная система воспитания – семейная система воспитания, единая система воспитания – разрозненная система воспитания, система отдельного (сословного) воспитания – система всеобщего воспитания, частная (общественная) система воспитания – государственная система воспитания.
Общественная система воспитания сложилась как особая форма человеческой деятельности на основе принципа целенаправленного воспитания. ............