Департамент образования и науки Краснодарского края
Краснодарский техникум легкой промышленности
РЕФЕРАТ
По истории Кубани
Тема: Дольмены Краснодарского края
Студент Морозова Елена Михайловна
3 курс, заочное отделение
специальность 2809/1
шифр 06 – 12
2007
Введение
На территории Краснодарского края рассеяны тысячи памятников, которые по историческому и культурному значению стоят в одном ряду со знаменитым Стоунхенджем и являются ровесниками Египетских пирамид. Это - дольмены. Вот уже несколько лет они привлекают к себе внимание сотен людей. Большинство из них - последователи одного из современных религиозно-мистических течений, избравшего дольмены объектом поклонения. Чтобы увидеть воочию древние постройки и прикоснуться к тайне древности паломники преодолевают тысячи километров, добираясь из самых отдаленных уголков России и ближнего зарубежья. Происхождение этих памятников все еще остается загадочным. Но благодаря археологическим исследованиям последних лет, мы все больше узнаем о тех, кто оставил после себя эти конкурирующие с природой и временем усыпальницы. Точно так же, как по крупицам археологи извлекают из земли древние артефакты, перед нами шаг за шагом раскрывается повседневная жизнь древних строителей, их технические возможности и научные знания, их верования и обычаи.
1. Памятники прошлого
Дольмены — мегалитические гробницы, уникальные памятники прошлого, оставленные нам народами Кавказа. Их строительство началось на рубеже IV-III тысячелетий до н.э. Дольмены, как стражи, стоят между прошлым, настоящим и будущим, восхищая нас своей грандиозностью, в которой отразилась история тысячелетий.
Гигантские каменные гробницы получили название от бретонсктого (кельтского) tol — стол, men — камень, каменный стол.
Дольменная культура сыграла заметную роль в становлении абхазо-адыгского этноса на его раннем этапе. Мегалитические мавзолеи вошли в словарный состав языков народов западной оконечности Кавказа и в их предании. Мегрелы называли дольмены "одзвале", "садзвале" (вместилища костей), а также "мдишкуде" (дома великанов), абхазы — "адамра" (древние могильные дома). Адыги первоначально пользовались словом "кеу-неж", которое имеет тот же смысл, что и абхазское "адамра", а в более поздние времена термином "испыун" ("испун", "спыун"), который переводится как дом карлика ("спи" карлик, "унэ" дом). Согласно адыгским преданиям, дольмены — жилища, построенные великанами ("нарт", "еныжь") для соседнего с ними племени карликов ("спи", "цан", "цанна") из великодушия и жалости к беззащитным существам (впрочем, имеется вариант легенды, утверждающий, что коварные карлики вынудили хитростью простодушных гигантов выполнить эту работу). Более поздние адыгские сказки утверждают, что круглое отверстие входа дольмена гномы, как лихие джигиты, преодолевали, выпрыгивая из испыуна и запрыгивая внутрь его верхом на зайцах. Русскоязычное население, появившееся на Северо-Западном Кавказе в XIX веке, называло дольмены "богатырскими хатками", "дидовами" или даже "чертовыми хатами".
Дольменная культура распространена на Западном Кавказе, от Таманского полуострова до Абхазии. ............