ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра «Автомобильные дороги и аэродромы»
Контрольная работа
по дисциплине «Дорожные машины, производственные базы»
на тему «Дорожно-строительные машины: Экскаваторы»
Тюмень 2010 г.
Классификация машин
Экскаватор (от лат. excavo - выдалбливать), землеройная машина, оборудованная навесным рабочим органом - ковшом, осуществляющим резание грунта одновременно с его наполнением. Благодаря высокой производительности при разработке грунтов различных категорий наибольшее распространение получили одноковшовые экскаваторы.
Экскаваторы разделяют на несколько групп по назначению и мощности. Если машина производит все операции в определенном порядке, повторяя их через некоторые промежутки времени, она относится к машинам прерывного (цикличного) действия, если производит все операции одновременно,— машиной непрерывного действия. К экскаваторам прерывного действия относятся одноковшовые, а к экскаваторам непрерывного действия — многоковшовые, скребковые и фрезерные.
Одноковшовые и многоковшовые экскаваторы бывают сухопутные и плавучие. Сухопутные экскаваторы имеют гусеничное, пневмоколесное, рельсовое и шагающее ходовое устройство.
Все механизмы экскаватора приводятся в движение дизелями, карбюраторными, паровыми или электрическими двигателями. Наиболее экономичными являются дизельные и электрические двигатели. Выбор двигателя определяется условиями, в которых будет работать экскаватор. Так, на экскаваторах, работающих в карьере, выгодно применять электродвигатели, так как электричество — наиболее дешевый вид энергии, а при работе на строительстве дорог, где машину часто перевозят с места на место, целесообразно использовать дизельные двигатели.
Если все механизмы экскаватора приводятся в движение от одного двигателя, такой привод называют одномоторным. Если в экскаваторе каждый механизм (или группа механизмов) приводится в движение отдельным двигателем, такой привод называется многомоторным.
С целью передачи движения от двигателя к рабочим механизмам используют следующие виды приводов:
– механический, когда движение передается с помощью валов, шестерен, червячных пар, цепных передач;
– гидравлический объемный, где роль привода выполняют гидронасос, маслопроводы и гидромоторы (или гидроцилиндры); в маслопроводах циркулирует жидкость, передающая энергию от насосов к гидромоторам (или гидроцилиндрам), приводящим рабочие механизмы в движение;
– гидромеханический, в котором для передачи энергии используют гидротрансформатор в сочетании с механической трансмиссией;
– электрический, применяемый на экскаваторах с многомоторным приводом в сочетании с механическим;
– смешанный, состоящий из приводов двух видов, например механического и электрического.
Таким образом, экскаваторы классифицируют:
– по способу перемещения (плавучие и сухопутные);
– по типу силового оборудования (с дизелем, карбюраторным, электрическим, дизель-электрическим и т. д.);
– по числу двигателей (одномоторные, многомоторные);
– по виду привода (механические, гидравлические, гидромеханические, электрические);
– по типу ходового устройства сухопутных экскаваторов (гусеничные, пневмоколесные, рельсовые и с шагающим ходовым оборудованием).
Каждая из групп экскаваторов отличается более мелкими признаками — размерами, мощностью, назначением.
Одноковшовые экскаваторы классифицируют по назначению.
Существуют три основные группы:
– строительно-универсальные — с ковшами емкостью до 3 м3, предназначенные для производства земляных работ;
– карьерные — с ковшами емкостью от 2 до 8 м3, предназначенные для работы в карьерах на разработке рудных и угольных месторождений;
– вскрышные — с ковшами емкостью более 6 м3, предназначенные для разработки верхних слоев пород (вскрыши).
Одноковшовые экскаваторы различают по использованию их с различными видами рабочего оборудования.
Универсальные экскаваторы предназначены для работы с различными видами сменного оборудования; прямой и обратной лопатой, драглайном, крановой стрелой с крюковой подвеской или грейфером, копром для забивки свай и т. ............