Часть полного текста документа:Вариант№8 1. Понятие: а) могут ли несравнимые понятия находиться в логических отношениях? ОТВЕТ: Несравнимые понятия не могут находиться в логических отношениях, так как не имеют ближайшего общего родового понятия. б) определите вид отношения между понятиями и изобразите с помощью круговых схем: студент, офицер, спортсмен; ОТВЕТ: Логические отношения отсутствуют. мать, дочь, бабушка, племянница, сестра, родители; прокурор, юрист, адвокат, депутат, общественный деятель, политики; наводнение, стихийное бедствие землетрясение, катастрофа. ОТВЕТ: Вид отношений - соподчинение. в) подберите в любом учебнике пример определения и проанализируйте его. ОТВЕТ: "Естественный отбор - процесс выживания наиболее приспособленных особей". Определение является явным. г) разделите объемы понятий по избранному Вами основанию: человек, история. Понятие "история" более обширно, чем "человек" так как каждый человек в процессе своей жизнедеятельности является её частью. 2. Суждение: а) в каких отношениях находятся суждения А - I, Е - О, I - О? ОТВЕТ: Из суждения А следует верность суждения I, но из I следует неверность A. Из E следует верность O, но из O следует неверность E. Из I может следовать как верность, так и ложность O, и наоборот. б) дайте объединенную классификацию суждений, изобразите с помощью кругов отношения между терминами, укажите распределённость терминов: ОТВЕТ: "Два противоречащих суждения не могут быть одновременно ложными" и "Чарльз Дарвин - создатель научной теории эволюции" общеутвердительные суждения. "Некоторая часть новых экспонатов была передана музею" частноутвердительное суждение. "Человек не живет два века" - общеотрицательное суждение. в) постройте превращение, обращение, противопоставление предикату и контрапозицию: I) Супруги должны материально поддерживать друг друга. ОТВЕТ: Супруги обязаны поддерживать друг - друга материально. Материальная поддержка супругов - их обязанность. Супруги могут поддерживать друг друга материально. Супруги поддерживают друг-друга материально. II) Бедность не порок. Не бедность является пороком. 3. а) Можно ли получить данные обобщения с помощью индукции? Все рыбы дышат жабрами. ОТВЕТ - нельзя. В природе ничто не совершается обособленно. ОТВЕТ - можно. б) Правильно ли следующее рассуждение: Если бы на свете не существовало солнца, то пришлось бы постоянно жечь свечи и керосин. Если бы пришлось постоянно жечь свечи и керосин, то чиновникам не хватало бы их жалования и они брали бы взятки. Следовательно, чиновники не берут взяток потому, что на свете существует солнце. ОТВЕТ: Рассуждение не верно. Чиновники всё равно берут взятки. 4. Проанализируйте силлогизм, определите характер выводов: Все студенты юридических вузов изучают логику. Федоров изучает логику. ОТВЕТ: Вывод: Федулов - студент. Некоторые студенты - отличники. Сидоров - не отличник. ОТВЕТ: Сидоров тоже может быть студентом. Все бледные люди флегматичны. Только те, кто бледен, имеют поэтическую внешность. ОТВЕТ: Флегматичные люди могут и не иметь поэтическую внешность. 5. Проанализируйте рассуждение и определите, является ли оно доказательством или опровержением или нет, если является, проверьте соблюдение правил аргументации и опровержения: Если бы марсианские моря представляли собой покровы обычной растительности, то они не отличались бы такой же гладкостью, как и светлые пространства - пустыни, а имели бы характерную для растительности изрезанную поверхность. ............ |