Перевезенцев С. В.
Театр — одно из древнейших искусств, он разнообразен и разнолик. Память человеческая хранит представление о величие самых разных эпох. Древнегреческие и древнеримские театры до сих пор пленяют воображение своей масштабной и грандиозной архитектурой, своим удивительным образом организованным пространством. Но театр может жить не только в великолепных архитектурных зданиях, он может обитать и на улицах, совершенно не теряя при этом своей магической притягательности. Таковы были представления скоморохов в Древней Руси, когда талант наших первых актеров и воображение зрителей заменяли собой позднейшие сценографические ухищрения. Таков был и театр Петрушки, для которого только и нужна была ширма да кукла.
И все же театр немыслим без актера, ибо актер — это душа театра. В XVIII–XX вв. русская сцена дала миру великие имена, подарила великие таланты. И особенно значителен вклад в развитие отечественного театрального искусства Москвы и Петербурга. На театральных подмостках российских столиц блистали своим даром балерины А. Павлова и Г. Уланова, О. Лепешинская и Е. Максимова, танцовщики В. Нижинский и В. Васильев, М. Лиепа и… Поклонников оперы потрясали своими ролями Ф. Шаляпин и И. Ежов, И. Архипова и Г. Вишневская, Л. Собинов и С. Лемешев, Б. Штоколов и М. Михайлов. Ролями в драматических спектаклях прославились Е. Каратыгин, М. Щепкин, М. Качалов, М. Ермолова, В. Комиссаржевская, А. Тарасова, Б. Бабочкин, Е. Лебедев, Т. Доронина и многие другие.
А вот театр XX в. называют «режиссерским», ибо весомо возросло значение человека, придающего театральному действу идейную, эстетическую и организационную целостность. И снова Москва и Петербург формировали отечественную режиссерскую школу. М. Петипа и Ю. Григорович, К. Станиславский и В. Немирович-Данченко, Г. Товстоногов и А. Эфрос вошли в историю мирового театра, ибо создали свою эстетику, смогли театральными средствами рассказать что-то новое о мире и человеке. И потому, когда мы говорим «театр Товстоногова» или «театр Станиславского», то, конечно же, имеем в виду не театральное здание, а тот особый стиль спектаклей, поставленных этими режиссерами.
Театр родился в России чуть более 330 лет назад. И на протяжение всех этих трех веков русский театр не раз даровал миру удивительные открытия.
МОСКВА
4 июня 1672 года был издан указ царя Алексея Михайловича, который предписывал жителю Немецкой слободы, пастору Йоганну-Готфриду Грегори «учинити комедию, а на комедии действовать из Библии книгу Есфирь». Так было положено начало первому русскому театру. Уже 17 октября 1672 г. пьеса была разыграна. Называлась она «Артаксерово действо». Всего же было дано девять спектаклей. Представления разыгрывались сначала в помещениях дома Милославского, а затем и в новом специально построенном здании. При этом летний театр — «комедийная хоромина» — находился в подмосковном селе Преображенском, а зимний — в кремлевских палатах, над дворцовой аптекой. Но после смерти Алексея Михайловича в 1676 г. театр закрыли.
Вновь театральные представления возобновились при Петре I — в 1702 г., когда в Москву по приглашению царя прибыл антрепренер и актер Иоганн Кунст с восемью артистами. Для этой труппы на Красной площади была сооружена новая «театральная хоромина» или «комедийная храмина». ............