Часть полного текста документа:Две стратегии участия в компьютерной революции C. К. Шардыко Книжная форма представления научной информации давно уже перестала соответствовать темпам развития науки. Социально-технологическое явление последней трети ХХ века, известное как "информационная" или "компьютерная революция", стимулированная интенсивным и всесторонним применением в науке, в других - практически во всех сферах деятельности общества вычислительной техники и средств связи, включая спутниковую, традиционные телефонные и оптические каналы, решительно внедрило процесс электронной коммуникации на стадию непосредственно научного исследования, проведения эксперимента, проектирования, конструирования, наблюдения. Печатные носители информации компьютерная революция жестко потеснила магнитными и оптическими носителями с лазерным нанесением и считыванием информации, и, не смотря на обнаруженные недостатки новейших носителей информации (они оказались не столь долговечными и надежными, как бумажные), продолжает вытеснять последние. Накоплен колоссальный опыт создания на базе мощных ЭВМ и ПЭВМ информационных центров, и, в частности, таких, что связанны сетью терминалов с производителями научных данных. Они демонстрируют уникальные возможности не только сбора и хранения информации. Обрабатывая по соответствующим программам поступающие из лабораторий экспериментальные данные, подобные системы способны генерировать новую научную информацию. В перспективе банки научных данных, объединяющие широкой сетью терминалов исследовательские лаборатории разных стран и мира в целом, сделают излишней публикацию в научных журналах массы экспериментальных материалов (изменятся сами характер и форма научных публикаций), освободят время и ум исследователя для творческой работы.1 Не исключено, что пределом этого процесса, - процесса информатизации и искусственной интеллектуализации планеты Земля станет некий "коллективный интеллект": "сеть человеческих интеллектов - своеобразных "нейронов" "коллективного мозга", объединенных с машинными комплексами, - сделается предметом специальных исследований, а может быть, и проектирования, так как откроет совершенно новый этап в познании и управлении окружающим миром".2 Моделью такого рода глобального интеллектуального образования в 1990-е годы стала Международная Сеть - Интернет. 1. Компьютерная революция против массовой науки Экспериментальная научная лаборатория, подключенная к автоматизированной общегосударственной или международной информационной системе, - есть элемент технологически существенно новых производительных сил, качественно меняющих материальную базу научных исследований, а вместе с ней, формы, методы и содержание научного труда. "Теперь вы, - обращался Дэвид Блекберн к тогда (в "далеком" 1988 году) еще немногочисленным счастливым пользователям таких систем, - можете запросить реферат статьи из немецкого журнала, соотнести его с американским патентом и сопоставить то и другое с промышленным изделием какой-нибудь фирмы, например в Японии. Для этого вам потребуется несколько минут работы за терминалом".3 Раскрепощение и "рост творческой свободы мышления"4, а вслед за ним резкое - в десятки, а то и сотни раз - повышение производительности интеллектуального труда есть фундаментальное следствие свершившейся компьютерной революции. Впрочем, многие ли из пользователей ПЭВМ поняли, что компьютерная революция качественно изменила формы и технологию взаимных отношений науки и производства, резко уменьшая характерное время разработки и внедрения идеи. ............ |