Часть полного текста документа:Дворец Румянцевых и Паскевичей в Гомеле Литвинова Татьяна, зав. художественным отделом Гомельского областного краеведческого музея Дворцово-парковый ансамбль в г. Гомеле представляет собой уникальный комплекс памятников природы, археологии, истории и архитектуры. Являясь местом возникновения и развития древнего города, он по-прежнему остается главным звеном его современного архитектурного образа. Вместе с исторической частью Гомеля он является единственным в Беларуси цельным ансамблем и наиболее замечательным памятником эпохи русского классицизма. Композиционным центром дворцово-паркового комплекса, сформировавшегося на протяжении конца XVIII - XIX веков, является дворец. Он был заложен на месте деревянного замка последнего гомельского старосты князя М. Чарторыйского выдающимся полководцем Российской империи генерал-фельдмаршалом Петром Александровичем Румянцевым-Задунайским, получившим в дар от Екатерины II Гомель. До 1834 г. принадлежал семье Румянцевых, с 1835 по 1917 - семье Паскевичей. Создавался дворец в несколько этапов. В 1777-96 гг. возведён главный корпус, строительством которого руководил архитектор Я. Н. Алексеев при консультации архитектора К. И. Бланка. Это - один из первых в России примеров классической "палладианской" постройки. Композиционным центром плана стал высокий перекрытый куполом квадратный зал (с нишами и антресолями), обрамлённый рядами мраморных колонн коринфского ордера. В 1800-05 гг. построены два служебных флигеля, фланкирующих главный корпус и оформленных 4-х колонными портиками ионического ордера, а также произведен ремонт главного корпуса по проекту архитектора Дж. Кларка. Эти работы связаны с деятельностью сына П. А. Румянцева, русского канцлера, государственного деятеля, дипломата, известного библиофила и мецената Николая Петровича Румянцева. Во дворце им была собрана большая коллекция книг, редких манускриптов, сочинений классической русской и западноевропейской литературы. Впоследствии на её основе организована библиотека при Румянцевском музее в Петербурге, переведенная затем в Москву, где стала основой Государственной российской библиотеки. (И.Ф. Паскевич.jpg) После приобретения дворца знаменитым российским военачальником, наместником царя в Королевстве Польском генерал-фельдмаршалом Иваном Федоровичем Паскевичем графом Эриванским князем Варшавским, в 1837-51 гг. осуществлена его реконструкция и достройка. Для этого из Варшавы, где фельдмаршал занял бывший королевский замок, был приглашен известный польский архитектор, член Академии изящных искусств во Флоренции Адам Идзковский. Оформлением интерьеров дворца руководил итальянский мастер Винценто Винценти. Корпуса сооружения соединились галереями, которые фланкировались квадратными в плане павильонами. Были перестроены боковые флигели: над северным надстроен 3-й этаж, южный разобран, и на его фундаментах возведены четырехъярусная башня и павильон с верхним светом. На площадке с южной стороны дворца была установлена бронзовая статуя работы датского скульптора Б. Торвальдсена, изображающая маршала Ю. Понятовского. С 1856 по 1903 г. владельцем гомельского дворца был единственный сын фельдмаршала Федор Иванович, а после его смерти до революции - невестка Ирина Ивановна Паскевич, урожденная Воронцова-Дашкова. Реконструкции дворца проводились в 1856 г., когда перед главным фасадом появился пандус (пологая площадка для въезда транспортных средств), и после пожара 1919-20 гг. ............ |