Часть полного текста документа:Джевецкий Степан Карлович Степан Карлович Джевецкий, один из выдающихся изобретателей подводного кораблестроения XIX века, родился в 1843 году в богатой и знатной дворянской семье. Образование получил в Париже в Центральном инженерном училище. В 1877 году, плавая добровольцем-рядовым на вооруженном пароходе "Веста", отличился в бою с турецким броненосцем "Фехти-Булленд" и был награжден за храбрость Георгиевским крестом. Участвуя в русско-турецкой войне, пришел к выводу, что наиболее эффективным средством борьбы с боевыми надводными кораблями является подводная лодка. Еще в 1876 году Джевецким был разработан проект одноместной подводной лодки, которая в 1877 году была построена на его собственные средства Одесским заводом Бланшара. Лодка, длиной несколько менее 5 метров, приводилась в движение гребным винтом, вращение которого осуществлялось ножным приводом, по типу велосипедного. В лодке находился резервуар со сжатым воздухом для дыхания, испорченный воздух удалялся непрерывно маленьким насосом, приводившимся в действие от вала гребного винта. Для уравновешивания подводной лодки в подводном положении использовались балластная цистерна и цилиндр с поршнем. Перемещением поршня либо принимали, либо вытесняли воду. Голова человека, сидящего в лодке, находилась в стеклянном колпаке. Два рукава с резиновыми перчатками служили для прикрепления мины к неприятельскому кораблю. Мина взрывалась с помощью электрического провода после отхода подводной лодки на достаточное расстояние. Эта подводная лодка испытывалась в 1878 году в течение 5 месяцев на Одесском рейде. 24 октября 1878 года Джевецкому удалось прикрепить мину к плашкоуту, стоящему на якоре, и взорвать его. Во время испытаний Джевецкий чуть не погиб, пытаясь пройти под яхтой "Эреклик", т.к. глубина под килем яхты была мала и подводная лодка не смогла под ней пройти. Комиссия, испытывавшая лодку, наряду с положительными качествами отметила малую скорость хода, непродолжительность пребывания под водой и трудность удержания нужного направления. В связи с окончанием русско-турецкой войны подводную лодку Джевецкого в боевых условиях использовать не удалось. Вторая подводная лодка Джевецкого была построена в Санкт-Петербурге на Невском заводе в 1879 году.: Испытывали лодку при погружении на глубину 7,5 м. Обшивка была выполнена из листов толщиной 5 мм. Эта подводная лодка вмещала 4-х человек, и имела два гребных винта - один спереди и один сзади. Винты были поворотные и использовались в качестве рулей, передний винт поворачивался в вертикальной плоскости, задний - в горизонтальной. Изготовление шарниров рулей было поручено мастерским Губэ во Франции, что дало впоследствии повод Губэ предъявить совершенно безосновательные претензии на авторство в проекте самой подводной лодки. Испытания этой подводной лодки были проведены на Серебряном озере в Гатчине, отличавшемся особой прозрачностью воды. На этих испытаниях, имевших цель показать достоинства лодки Александру III, Джевецкий сумел пройти под царской шлюпкой, следившей за эволюциями лодки, и преподнес императрице Марии Федоровне букет великолепных орхидей со словами: "Это дань Нептуна Вашему Величеству". После этих испытаний последовал заказ на изготовление 50 подводных лодок, предназначаемых для обороны приморских крепостей по 3-му варианту подводной лодки. ............ |